Печать

Из истории Мяксинской школы

Во второй половине 19 века Пошехонское уездное земство заботилось об открытии земских школ. С.Я. Дергунов в своем докладе на очередном уездном земском собрании в 1872 году предложил открыть школы в каждом из 20 волостей Пошехонского уезда. Собрание постановило: иметь в уезде 20 школ по числу волостей. В издании Ярославского уездного земства «Начальное образование в Ярославской губернии за 1896-1897 учебный год значится:
«А. Училища ведения Министерства народного просвещения. Пошехонский уезд – Спас-Мяксинское училище Щетинской волости, открыто в 1873 году. Расположено в селе Спас-Мякса в 73 верстах от уездного города Пошехонье. Содержится за счет земства. Одноклассное, имеет три отделения, учатся 51 мальчик и 34 девочки, всего 85 человек. Учителей - 3 человека. Училище расположено на частной земле, размещается в частном доме. Занятия начинаются 2 октября и заканчиваются 1 мая. В 1875 году земская управа утвердила попечителем Спас-Мяксинского училища С.Я. Дергунова.
По данным источника "Начальное образование в Ярославской губернии за 1909 год" Спас-Мяксинское училище в 1898 году было преобразовано в двухклассное. В том же году училище получило специально выстроенный для него дом, расположившийся на собственной земле, здесь обучалось 64 мальчика и 45 девочек, всего 109 человек. Здание стояло на берегу реки Мяксы, было одноэтажное, просторное, с большими окнами. К нему сделали пристройку из двух этажей. На первом этаже была кухня, а на втором - комнаты для учителей. Наряду с общеобразовательными предметами в училище преподавались пение, переплетное ремесло, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство. В 1920 году земская школа была преобразована в начальную школу первой ступени с четырьмя классами. У С.А. Ловкова сохранилась фотография, датированная 1906 г., на которой запечатлен один из первых учителей Мяксинской школы с хозяином дома, в котором он жил. В этом доме рядом с магазином сейчас и живет семья Ловковых.

В Череповецком архиве сведений о Мяксинской школе на начало 20 века нет, т.к. Мякса относилась к Пошехонскому уезду. О состоянии же образования в Череповецком районе можно представить из "отчета Череповецкой уездной земской управы Череповецкому очередному Земскому Собранию сессии 1911 года по народному образованию за 1910/1911 уч. год.

"На начало 1910/1911 уч. года в Череповецком уезде функционировали 169 начальных земских школ, в которых было 215 комплектов. В течение учебного года открыто 21 дополнительный комплект на отпущенное Министерством Народного Просвещения дополнительное пособие. Общее число детей школьного возраста, посещающих земские школы, было 8447. Из них мальчиков 5394 и девочек 3027. Кроме земских школ в уезде существуют 8 двуклассных и 1 одно-классная министерская школа, в которых обучается более 900 детей, 46 начальных церковно-приходских и две двухклассные школы на содержании духовного ведомства.

Таким образом, общее число детей, посещавших школы в истекшем учебном году равно 11583, что составляет 71% общего числа детей, определяемых статистическими данными в 16302 человека".

По данным Череповецкого государственного архива в 1924/1925 уч. году заведующей Спас-Мяксинской школы первой ступени была Плотникова Вера Сергеевна, закончившая церковную учительскую школу. Учителями работали: Волкова М.Ф. (1894 г.р.), Мельницкая Ю.Ш. (1894 г.р.) и Шемякин. На первое октября 1925 года в школе обучалось 144 человека: 85 мальчиков и 59 девочек. В школе было три комплекта классов.

К началу же 1928/1929 учебного года это уже четырехкомплектная школа, в которой обучается 164 человека. Комсомольцев в школе 1 человек, пионеров 110, октябрят 45. В плохую погоду учащиеся в школу подвозились. 72 ученика были из семей бедняков, 70 – середняков. В школе на завтрак дети получали чай, 150 гр. хлеба.

На начало 1929/1930 уч. года в школе обучалось 167 человек: 1 класс – 52, 2 класс – 35, 3 класс – 38, 4 класс – 42.

К 1931 году в Мяксинской общеобразовательной школе первой ступени обучалось 215 человек: в первом классе - 56 детей, во втором - 56; в третьем – 63 и в четвертом - 40. Директором школы была Беляева Юлия Семеновна.

По данным фондов Череповецкого архива на 1 января 1932 года это уже образцовая школа I ступени. Звание образцовая предполагало, что на базе этой школы проходили семинары, педагогические конференции, открытые уроки для других школ. Так, например, с 1 октября 1931 года по 1 января 1932 года проведено 5 конференций. Число участников 240 человек. Была организована показательная выставка, дано 87 консультаций. Заведующим школой назначается Меньшиков Иван Александрович. В школе обучается 187 детей. Ежедневно подвозятся 20 человек, в интернате нуждаются 25 учащихся. Детям оказывали помощь. Выдавались: верхнее платье 4 шт., кожаная обувь – 15 пар, валенки – 12 пар, всего на сумму 320 рублей. Бесплатные учебники получили 187 человек.

Дети, окончившие 4 класса, могли получить дальнейшее образование только в городе Череповце или в профтехнической школе в бывшем Леушинском монастыре. Поэтому в 1931 году в деревне Вощажниково открывается семилетняя "Школа крестьянской молодежи" – ШКМ. Директором школы был назначен Поздняков Павел Николаевич, затем Миронов Сергей Григорьевич. Учителями работали Розанова А.М. (математик), Сокольская М.А. (рус. язык и литература), Бородавко А.К. (химик), Шежемский А.П. (физик), Смирнов Ф.А. (основы с/х - производства) и другие.

Школа несколько лет размещалась в шести крестьянских домах. В последствии директором школы назначается Смирнов Федор Алексеевич, проработавший до 1936 года.

В 1933 году ШКМ была переименована в Мяксинскую неполную среднюю школу. В 1934 году был первый выпуск из 7 класса. Одним из первых выпускников был Лапшин Григорий Петрович. В 1935 году школу окончил наш известный земляк Ошанин Евгений Михайлович.

В 1936 году открывается восьмой класс, и Мяксинская школа преобразуется в среднюю. Число учащихся быстро растет, приходится заниматься в две смены. Поэтому началось строительство нового здания, которое было возведено за один год. Ученики радовались светлым классам, огромным коридорам. Но помещений для занятий все равно не хватало, и началось строительство ещё одного здания.

Перед началом Великой Отечественной войны в школе обучалось 930 учащихся, работало 30 учителей. Директором Мяксинской средней школы назначается Боголюбов Клавдий Михайлович, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Белизин Борис Иванович. В школе в эти годы была сильная комсомольская организация, неплохо работал учком. Секретарем комсомольской организации был Цветков Михаил, а председателем учкома – Суриков Леонид. Они оба являлись примером для всех учащихся школы, выделяясь среди них скромностью, серьезностью, трудолюбием, ответственностью.

В школе и в Доме культуры работало много кружков. Учащиеся старших классов занимались в планерном кружке, которым руководил Спиридонов Алексей. Они строили модели, летом на планерах изучали технику пилотирования.

В спортзале школы проводились соревнования по стрельбе, гимнастике. В школе желающие занимались в струнном оркестре под руководством Медынского А.В., а в ДК – в духовом оркестре и оркестре народных инструментов, в драматическом кружке.

В июне 1939 года состоялся первый выпуск Мяксинской средней школы. Аттестат зрелости получили 16 учеников. Двое из них – Колюшева Лидия и Гусев Николай, - первые в истории школы аттестаты отличников с золотой каймой. Серебряных и золотых медалей в то время еще не было. Отличники имели право поступать в любой институт без экзаменов и вне конкурса.

Из первого выпуска 5 юношей поступили учиться в военные училища, окончили их в июне 1941 года и стали командирами Красной Армии. Базлов Семен, Опахов Василий и Баринов Алексей – погибли в боях за Родину в Великую Отечественную войну. Балов Александр и Гусев Николай окончили Ленинградское военное училище зенитной артиллерии и стали военными техниками. Портретов Иван долгие годы работал на одном из оборонных заводов. Пивоваров Дмитрий после службы в армии стал партийным работником. Колюшина Лидия, Куприна Вера, Пакудина Нина, Чеканова Лидия работали учителями в школах.

С благодарностью вспоминают учащиеся предвоенных лет своих учителей: Медынского А.В., Медынскую З.С., Меньшикова И.А., Комарову А.Я., Боголюбову Е.И., Белизина Б.И., Белизину В.П., Скоромнову Н.П., Ловрухину А.А., Королеву Е.А., Королева А.Н., Кузнецову А.В., Гусева Т.Я., Проничева Н.П., Проничеву М.Н., Смирнова М.Н., Борину М.И., Мониева А.А., Федотову М.И., Федотова Б.И. и многих других. С 1939 года по 1941 год директором школы был Проничев Николай Петрович.

Учителя и учащиеся многих выпусков с уважением и любовью вспоминают учительницу начальных классов Беляеву Юлию Семеновну. Из воспоминаний Королева Андрея Никитича: «Впервые я встретил Беляеву Юлию Семеновну на районной конференции учителей в 1932 году, когда прибыл в район как молодой специалист. Это была невысокая, сутуловатая женщина, чрезвычайно подвижная, с чистым, немного грудным голосом, ясными голубыми глазами. Она привлекала к себе внимание своей активностью по организации учительского совещания, особенно культурной его части.

Несмотря на свой возраст, среди молодежи (большинство учителей того времени были молоды: 16-20 лет) Юлия Семеновна была душой всех веселых компаний. Ее дом всегда был полон учительской молодежью. Сама она была одинокой, не обремененной семейными обязанностями и все свое школьное и внешкольное время отдавала детям, молодежи. Это был на редкость чуткий, добрый, отзывчивый человек. Ее ученики отличались начитанностью, развитостью, общительностью, активностью в общественных делах. Было удивительно, откуда брала она в себе столько сил и энергии, успевала всюду: в школе с учащимися на уроках и после уроков читать книги, ставить спектакли, петь, ходить на экскурсии, в походы.

В вечерние часы Юлия Семеновна была организатором художественной самодеятельности в ДК. Ее труд был отмечен в 1937 году правительственной наградой – медалью «За трудовую доблесть», которую ей вручал в Москве М.И. Калинин. Завершив работу в школе, Юлия Семеновна вела самую активную работу в районном Доме пионеров с. Мякса до последних дней своей жизни.

Великая Отечественная война разбила все мечты выпускников. Юношей 1923 г.р. сразу призвали в армию, а юношей и девушек 1924 года мобилизовали на оборонные работы. Многим из них не удалось получить аттестат об образовании, и в победный сорок пятый год они не вернулись домой. На фронтах Отечественной погибли: Чесноков В., Балашов К., Баринов А., Базлов С., Опахов В., Мишенькин В., Пакудин А., Цветков М., Суриков Л., Резанцев Е., Коротков Л., Волынин Л.

Один за другим уходили на фронт и учителя. Директора школы Проничева Н.П. сменила его жена - Проничева М.Н. Ушел на войну и не вернулся заместитель директора по учебной части Белизин Борис Иванович. Погиб, защищая Родину, Смирнов Федор Алексеевич. Добровольцем ушел на фронт капитан футбольной команды, замечательный учитель физики Мяксинской школы, а затем директор Павлоковской восьмилетней школы Монцев А.А. Он погиб, защищая Родину в боях под Ленинградом.

Сражались на различных фронтах и будущие учителя Мяксинской средней школы: Никифорова Л.Н., Шумилова Р.И., Лелецкая Л.В., Лелецкий Ф.М., Смирнова А.А., Портретов Н.В., Анохин Б.И., Смирнов П.П., Королев А.Н., Смирнов Н.А.

В первый же военный год с учительскими кадрами стало трудно. Районный отдел народного образования обратился к школе с просьбой рекомендовать учащихся старших классов и выпускников 1941 года на краткосрочные курсы учителей. Закончив их, молоденькие девушки направлялись на работу в школы Мяксинского района.

Вся тяжесть сельского труда легла на плечи женщин и детей, которые в тылу обеспечивали фронт всем необходимым для победы над врагом. В школе были организованы бригады для работы в колхозах. Выполняли любой крестьянский труд: косили, сушили сено, метали стога, дергали, молотили, расстилали и поднимали лен. Жали рожь, пшеницу, ячмень, овес, сушили и молотили. Вставали рано, часто в 4 часа утра. Ранней весной, до занятий, поливали колхозные огороды с капустой, морковью и другими культурами. В минуты отдыха учащиеся выступали перед тружениками с концертами: ставили спектакли, пели, даже плясали. Представить обстановку того времени можно через отчет школы, найденный в Череповецком архиве:

Информационный отчет по работе МСШ за 1941 – 1942 учебный год.

1. Всеобуч.

На начало 1941 – 1942 уч. года в МСШ числилось 694 учащихся. В течение учебного года выбыло 216 человек, из них по 1 - 4 кл. – 52 человека, по 5 – 7 кл. – 145 человек. По начальным классам (1 – 4 кл.) из числа 52 человек выбывших, выбыли по причинам:

а) болезнь – 4 чел.

б) переезд в другие районы – 43 чел.

в) из-за отсутствия обуви и одежды – 3 чел

г) уход на производство – 1 чел.

д) по неуважительным причинам – 1 человек

По 5 – 7 классам из числа 145 чел. выбыли по причинам:

а) переезд – 52 чел.

б) переростки и уход на производство – 69 чел.

г) отсутствие обуви и одежды – 1 чел.

д) по неуважительным причинам – 9 чел.

2. Меры по выполнению плана всеобщего обязательного семилетнего обучения:

1)      беседы с родителями на дому и с вызовом в школу;

2)      воздействие на родителей учащихся через депутатов с/совета;

3)      через руководителей предприятий;

4)      постановка вопросов всеобуча на сессиях исполкомов с/с и воздействие через с/совет;

5)      использование помощи со стороны партийных организаций;

6)      оказана материальная помощь: кожаной обуви – 8 пар, валенок – 23 пары, трем учащимся собрана одежда;

7)      многие учащиеся из числа эвакуированных обеспечивались хлебным пайком по соответствующим нормам (123 человека);

8)      посещение пионерским активом отставших учащихся и вовлечение их в школу;

9)      оказание денежной помощи трем учащимся;

10)  оказана помощь через колхозы выдачей трех пар валенок, двух пар обуви и выдачей хлеба пяти учащимся в колхозе….

По вопросам выполнения плана всеобуча проведен целый ряд совещаний с классными руководителями и родителями учащихся.

3. Учебно-воспитательная работа

Программа выполнена по всем предметам и по всем классам. Школа имеет за год 90,7% успеваемости, перешли в следующий класс с хорошими и отличными отметками 42% от общего числа учащихся. 30 человек оставлено на второй год, 20 человек получили работы на лето и осенние испытания.

10 класс (27 человек) – 100% выпуска, 7 человек с вручением аттестата с отличием.

Классными руководителями в течение года проведено громадное количество общеклассных бесед воспитательного характера по темам, рекомендованным отделом культуры и пропаганды Вологодского обкома ВКП(б):

1)      «Победа будет за нами»;

2)      «Трудовой героизм советского народа»;

3)      «Героизм советских женщин в войне» и другие.

В течение года классами выпущено более 100 боевых листков, оформлено 70 витрин с вырезками из газет, журналов на различные темы.

Все учащиеся были охвачены соцсоревнованием, заключены договора между классами. Проверка соцобязательств совершалась учкомом совместно с активом класса и классным руководителем.

Учащимися собрано в фонд обороны Родины следующие средства:

Цель сбора

Деньгами

Облигации, займ

Всего

«Юный патриот»

702 руб.

10 руб.

712 руб.

«Юный истребитель»

963 руб.

1340 руб.

2303 руб.

«Комсомольский бронепоезд»

1453 руб. 68 коп.

1510 руб.

2963 руб. 68 коп.

Танк «Таня»

2036 руб. 98 коп.

1420 руб.

343 руб. 95 коп.

 Итого собрано добровольных взносов деньгами 5155 руб. 63 коп., облигациями госзаймов 428 руб. и всего на сумму 9445 руб. 63 коп. Подписка на гос. военный заем 1942 г. оформлена и выплачена учащимися на 8349 руб.

Силами учащихся было проведено 5 субботников, средства от которых пошли в фонд обороны и в помощь колхозам. Учащимися школы был организован для школ районов, освобожденных от фашистских оккупантов, сбор подарков.

3. Подготовка к проведению сельхозработ.

1)              В течение 2-й и 3-й четвертей с учащимися 6 – 10 классов был пройден курс теории сельского хозяйства по особой программе;

2)              При школе созданы две бригады по 20 человек каждая для работы в колхозах, выделены учителя-бригадиры и учителя звеньевые;

3)              На пришкольном хозяйстве проведен засев пшеницы и ячменя на площади 1,15 га, картофеля 0,03 га и капусты.

4. Подготовка к новому учебному году.

1)            Школа приступила к ремонту парт, сколачиванию полов в здании №1;

2)            По плану необходимо заготовить 1000 м3 топлива, заготовлено 550 м3;

3)            Выполнен план продажи и закупки учебников в количестве 1600 экземпляров, закуплено 1800 учебников.

4)            Проведен учет детей школьного возраста по району деятельности школы.

04.06.1942                 Директор школы: Проничева Маргарита Николаевна

 Закончилась Великая Отечественная война. В школу стали возвращаться мужчины. В 1946 году директором Мяксинской средней школы стал Шитов Степан Павлович, а в 1949 году – Королев Андрей Никитич. Учителем физики работал Смирнов Николай Анатольевич, физкультуры – Смирнов Николай Александрович, истории – Куклин Владимир Дмитриевич., математики - Никифоров Иван Егорович, русского языка и литературы - Воронов Николай Алексеевич и Королев А.Н.

Королев Андрей Никитич родился в крестьянской семье Мяксинского района. После окончания техникума был направлен на работу в Васильевскую школу Мяксинского района. Затем прошел шестимесячные курсы в городе Ленинграде, работал в Санниковской и Павлоковской школах. В 1937 году заочно окончил пединститут и был направлен учителем русского языка и литературы в Мяксинскую среднюю школу.

В 1939 году был призван в армию. Вначале служил на Дальнем Востоке, недалеко от границы с Манчжурией. Однажды после обеда всех построили и сообщили, что гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину. Вечером военный лагерь свернули. Совершив сорокакилометровый марш-бросок, оказались на границе с Манчжурией и заняли боевое положение. 1 декабря 1941 года солдат и сержантов призывов 1938–1939 годов отправили на западный фронт. Андрея Никитича откомандировали в г. Минусинск Краснодарского края, где он прошел теоретическую и практическую переподготовку в офицерском полку резерва Главного командования советской Армии. В сентябре 1943 года был назначен командиром огневого взвода противотанковой артиллерии 55-ой танковой бригады 3-ей танковой армии. С боями дошел до Берлина.

12 января 1945 года началась Висло-Одерская операция, затем участвовал в Берлинской операции. Шел последний бой, на деревьях распускались листья, о смерти не думалось, всем хотелось выжить. 30 апреля Андрея Никитича положили в медсанбат с высокой температурой и лихорадкой. Однажды он проснулся оттого, что на улице кричали. Вышел с палочкой и узнал, что война кончилась. Но не для всех. Пришел приказ двигаться на помощь нашим войскам в Чехословакию. Еще неделю воевали в Карпатах, 9 мая на рассвете ворвались в Прагу. Королев А.Н. награжден двумя орденами Красной звезды и орденом Отечественной войны 2 степени. Демобилизовался в 1946 году, вернулся в Мяксу к семье, в свою Мяксинскую среднюю школу.

Страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство, жилось тяжело, голодно. Школьники много работали, помогали колхозам. В старших классах занятия начинались только с 1 октября, убирали картофель, заготавливали сено, дергали лен. Зимой же старательно учились. В школе и в Доме пионеров работало много кружков: математический, физический, химический, драматический, хоровой, струнный, танцевальный, вышивания, вязания, фотокружок и другие.

Выпускники этих лет с любовью вспоминают старшую пионервожатую Скоромнову Нину Васильевну. Она всегда и везде была с ребятами в походах к истокам реки Мякса, в Хантаново на усадьбу К.Н. Батюшкова. С нею ездили на экскурсию в Череповец, Вологду, Москву, Ярославль. В школе было тесно, под звуки горна и барабанов всей дружиной направлялись в Мяксинский Дом культуры. Концерты для жителей села длились по 2-3 часа при переполненном зале. В ДК для населения ставили спектакли «Снежная королева», «Золушка» и другие. В школе стало традицией проведение литературных вечеров, туристических походов по Мяксинскому району.

Любимой учительницей многих поколений была Зоя Сергеевна Медынская. Человек, умудренный жизнью, влюбленный в химию, советчик во всех жизненных ситуациях. В школе проводились химические вечера, химические олимпиады, учащиеся участвовали и побеждали в областных олимпиадах. Многие ее ученики стали учителями химии.

Благодаря трудолюбию, целеустремленности учительницы биологии Орнатской Ирины Николаевны, ее умению организовывать ребят, около школы был разбит сад, который находился на берегу реки около начальной школы. Около спортзала на делянках выращивали различные сорта льна, пшеницы, ржи. Итогом работы были различные выставки продукции: овощей, фруктов, ягод, корнеплодов, которые проводились в Доме культуры на ежегодном августовском совещании учителей.

Учителем физкультуры работал Смирнов Николай Александрович. В школе постоянно проводились спортивные соревнования, на стадион выходили все учащиеся. В июне 1951 года команда легкоатлетов Мяксинской средней школы защищала честь района на областных соревнованиях.

С 1956 года по 1963 год директором школы была Гейфман Бронислава Израилевна.

Гейфман Б.И. родилась 22 сентября 1912 года в Житомирской области на Украине, была младшей в многодетной семье. Училась в школе г. Ушомир, после окончания которой в 1929 г. стала работать библиотекарем в клубе. В 1930 году по окончании курсов учителей была назначена учительницей начальной школы с августа 1930 г. В 1931 г. вступила в комсомол. Работала пропагандистом комсомольского политкружка, принимала участие в проведении хлебозаготовок. В начале 1933 года была командирована в Москву в Академию Коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской. В сентябре 1934 г. АКВ была переведена в г. Ленинград, а позднее переименована в Коммунистический педагогический институт им. Крупской, который Бронислава Израилевна закончила в 1937 году и получила диплом с отличием по специальности преподавателя педагогики в педагогическом училище.

По путевке Наркомпроса в августе 1937 г. приехала на работу в Вологодскую область преподавателем педагогики и истории педагогики Грязовецкого педагогического училища. В феврале 1944 г. была назначена директором этого училища. В этой должности работала до сентября 1956 г.

В связи с закрытием педучилища в сентябре 1956 г. была назначена директором и учителем истории Мяксинской средней школы, где работала 7 лет.

Стремясь вернуться к работе по своей основной специальности в педучилище, неоднократно просила Вологодский ОБлОНО об освобождении от обязанностей директора и от работы в школе. В сентябре 1963 г. просьба была удовлетворена. По рекомендации Министерства просвещения РСФСР была приглашена на работу в Покровское педагогическое училище Владимирской области. В ноябре 1963 г. приступила к работе в качестве преподавателя педагогики и руководителя педагогической практики в Покровском педучилище, а с 1 августа 1964 г. назначена заместителем директора по учебной работе. С 1972 г. до выхода на пенсию в 1997 г. работала преподавателем педагогики.

В 1940 г. (октябрь) была принята в члены КПСС. Выполняла различные партийные и общественные поручения. Работала агитатором, пропагандистом, лектором РК КПСС, секретарем парторганизации. Избиралась в состав Райкома партии, депутатом Грязовецкого городского и Мяксинского сельского Советов депутатов трудящихся.

Имела много правительственных наград. В 1967 г. удостоена почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР". Персональный пенсионер республиканского значения с 1 июля 1972 г. Умерла 25 марта 1992 г. в г. Покров, Петушинского района Владимирской области.

Мальгинова Л.Т. март 2004 г.

 

В 60-е годы начинало входить в практику производственное обучение учащихся. К этому времени в школе уже был довольно большой учебно-опытный участок и парниковое хозяйство. Ученики охотно работали на участке, на парниках, дежурили в теплице, которая топилась дровами. Юноши изучали трактор, с интересом работали на нем. Поликова Фаина Петровна обучала девушек основам животноводства. Школьники помладше работали в мастерских, ухаживали за кроликами. Старшеклассники, когда это было необходимо, помогали разгружать баржи с дровами для школы, оказывали разнообразную помощь совхозу.

Были ошибки и неудачи: сеяли кукурузу, а она гибла; цыплята которых выращивали для совхоза, "не хотели расти" в тесном помещении спортзала.

Трудовая закалка пригодилась выпускникам школы, многие из них оставались работниками в совхозе «Мяксинский», уходили в город Череповец на стройки и на Металлургический комбинат, который в те годы набирал силу.

Трудовое воспитание школьников не было оторвано от усвоения теоретических знаний. В школе хорошо было поставлено преподавание естественно-математических дисциплин. Глубокие знания по химии и первоначальные исследовательские навыки учащиеся получали на уроках заслуженной учительницы школы РСФСР Зои Сергеевны Медынской. Она на внеклассных занятиях обучала старшеклассников основам агрохимии: определяли состав почв, качество удобрений, составляли картограммы всех совхозных полей. Совхоз "Мяксинский" подарил школе химическую лабораторию.

В школе было хорошо поставлено преподавание физики (учитель Смирнов Николай Анатольевич), математики (учителя Смирнова Августа Николаевна, Смирнова Елена Ивановна, Никифоров Иван Егорович), русского языка и литературы (Воронов Николай Алексеевич, Королев Андрей Никитич). В начальных классах работали сильные учителя: заслуженный учитель РСФСР Королева Екатерина Александровна, Беляева Нина Николаевна. Учителя биологии Орнатская Ирина Николаевна и Никифоровна Лидия Николаевна умело соединяли теоретические знания с практическими работами на учебно-опытном участке. Кружок юннатов Мяксинской средней школы был участником всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1956 году и был награжден медалями ВСХС. Многие учащиеся школы успешно сдавали вступительные экзамены в высшие учебные заведения Череповца, Вологды, Ленинграда и Москвы.

Хорошо была организована пионерская работа. Старшими пионерами были Бабанова Ангелина Михайловна, а затем Калинина Валентина Александровна. Ежегодно классы совершали туристические походы: ближние и дальние. Учителя и учащиеся выступали с лекциями и концертами перед населением села и деревень, за один поход ставили до пяти концертов. В 1967 году комсомольцы Мяксинской школы впервые в истории школы участвовали в областном слете туристов.

В 1963 году сгорело одно из школьных зданий. Школу возглавил Кабанов Юрий Иванович. Даже в две смены учащиеся с трудом размещались во всех школьных зданиях. Началось строительство кирпичного здания школы, которое уже в 1965 году приняло своих первых учеников. Начальные, пятые и шестые классы продолжали заниматься в старом здании.

В это время была проведена большая работа по благоустройству школьной территории. Оборудованы спортивная и географическая площадки, посажены тополя. Бывшие учителя и ученики с удовольствием вспоминают то время, когда директором школы был Кабанов Ю.И., который за короткий срок очень многое успел сделать для Мяксинской школы.

Кабанов Юрий Иванович родился 22 января 1930 года в д. Погост Приозёрского района Архангельской области. Родители были служащими. Отец – агроном, участник войны, партийный советский работник. Мать – учительница.

После окончания Тотемского педучилища и Вологодского пединститута с 1955 г. по 1959 г. работал учителем Борисовской средней школы. В 1959 году рекомендован на партийную работу. Работал зав отделом агитации и пропаганды Борисово-Судского РК КПСС, а после ликвидации района – Бабаевского РК КПСС.

В 1962 году был направлен директором Воскресенской средней школы, а в 1963 году, после того, как в Мяксе сгорело здание школы, был переведён директором Мяксинской средней школы. Проработал здесь 4 года, сделав за это время очень много. При активной поддержке партийных и советских органов новую школу сумели построить уже в 1965 году. Была построена котельная. Из здания больницы, перевезенного с Сафонтьевской горки оборудовали пришкольный интернат, который тоже подключили к школьной котельной. (Кстати, это здание живет уже третью жизнь – в конце 30-х годов его перевезли с затопляемой территории, где в нем тоже размещалась больница).

В 1967г. состояние здоровья детей вынудило Кабановых сменить место жительства и работы. Коллектив школы с сожалением расставался с Юрием Ивановичем и Полиной Васильевной.

В 1967 году Юрий Иванович перешёл на работу заместителем директора, по учебно-воспитательной работе ГПТУ № 23 г. Череповца, а в 1969 году переведён директором СПТУ № 27. При его руководстве училище неоднократно отмечалось как лучшее в чёрной металлургии, дважды - в РСФСР, в 1983 году – лучшим в стране, имеет дипломы ВДНХ СССР, ВЦСПС, Совмина РСФСР, ЦК КПСС.

Наряду с основными обязанностями Юрий Иванович принимал активное участие в общественной жизни города. Он был пропагандистом, внештатным инструктором горкома КПСС, неоднократно избирался депутатом районного и городского Советов народных депутатов, был председателем постоянной депутатской комиссии по народному образованию. Около 10 лет был внештатным инструктором Горкома КПСС. Более 20 лет был членом Совета по производственно-профессиональному обучению на металлургическом комбинате.

Кабанов Ю.И. за успехи, достигнутые в обучении и воспитании молодёжи, подготовке рабочих кадров, в 1976 году награждён знаком «Отличник профтехобразования РСФСР». В 1982 году ему присвоено Почётное звание «Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР». В 1984 году Юрию Ивановичу присвоен Почётный знак Госпрофобразования СССР «За услуги в развитии системы профтехообразования». В 1990г. награжден знаком «Заслуженный работник ЧерМК».

Кабанов Ю.И. пользовался заслуженным авторитетом среди коллег за принципиальность, добросовестный труд, доброжелательность и тактичность в отношениях с людьми.

Юрия Ивановича на посту директора школы сменил Балдычев Александр Сергеевич. В 1969 году в школе была создана ученическая производственная бригада, работающая на базе совхоза «Мяксинский». В начале 70-х годов учащиеся, члены ученической бригады, занимались выращиванием рассады корнеплодов и посадкой ее на полях совхоза.

Приход в 1972 году в школу директором Мегельбея Леонида Митрофановича совпал с созданием в школах кабинетной системы. Была проведена огромная работа по оформлению, оснащению кабинетов оборудованием, техническими средствами обучения, пополнению в них дидактического материала. Профсоюзным комитетом и администрацией школы было организованно соревнование на лучший кабинет, ежемесячно проводились смотры кабинетов. По итогам года подводились итоги и заведующие кабинетами поощрялись.

Мегельбей Евгения Павловна на уроках истории постоянно использовала диафильмы, диапозитивы, кинофильмы. В кабинете было накоплено много иллюстративного материала. Лагуновой Людмилой Леонидовной был грамотно оформлен кабинет математики. В кабинете физики Банниковой Татьяной Ивановной использовались карточки обучающего и контролирующего характера. Кабинет начальных классов Киселевой Татьяны Леонидовны три года подряд занимал первое место, и учительница была поощрена администрацией школы новой стенкой в кабинет. Много работы по оформлению кабинета географии было проведено Соколовой Александрой Павловной. В каждом кабинете присутствовали стенды «Учись учиться», «Учитель советует», «За страницами учебника», и другие. В кабинетах работали факультативны и кружки, были созданы советы, в которые входили учащиеся разных классов. Проводилась большая внеклассная работа: предметные недели, вечера, встречи с передовиками производства, специалистами совхоза «Мяксинский». Постоянную помощь заведующие кабинетами оказывали директор школы Мегельбей Л.М. и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лагунов Александр Николаевич.

В 70-е годы были построены 2 учительских дома на 4 семьи.

Начиная с 1976/1977 уч. года производственная бригада школы работает круглый год, но выполняет не весь цикл работ, так как имеет только один гусеничный трактор ДТ–75М. В этом году для пополнения учебно-материальной базы были приобретены плуг, дисковая борона, макеты по тракторам и сельскохозяйственным машинам. В состав бригады входило 30 учащихся 9-х классов. Обрабатывали 18 га земли. Работали животноводческие звенья. Учащиеся занимались выращиванием рассады корнеплодов. Все больше выпускников оставались работать в совхозах «Мяксинский», «Рыбинский», «Рабочий».

В 1980/1981 учебном году в бригаде уже 112 человек, учащихся 7–10 кл. Координировал работу бригады Киселев Леонид Вадимович, помогали классные руководители. Совхозы передали для пополнения учебно-материальной базы технику: плуг, трактор Т–25А, тракторную тележку, трактор Т–40АМ. В бригаде создается одно животноводческое звено опытнического направления. Им руководит Поликова Фаина Петровна. С 1980 года члены ученической бригады ежегодно участвуют в районных конкурсах юных пахарей и мастеров машинного доения и занимают призовые места.

Так, в 1980/1981 учебном году Соколов Игорь занял I место среди юных пахарей. В 1981/1982 уч. году Громов Николай - II место среди юношей, а Чистякова Светлана - III место среди девушек. В 1982/1983 уч. году Сухарев Сергей - III место среди юношей, Полетаева Надежда - II место среди девушек. Староверов Владимир - II место среди юношей мастеров машинного доения. В 1983/1984 уч. году Морев Владимир - III место среди юношей. Соколов Игорь и Смирнова Ольга (делегат XIX съезда ВЛКСМ) в 1981 году представляли Череповецкий район на областном конкурсе юных пахарей, мастеров машинного доения и полеводов, где Смирнова Ольга заняла III место среди полеводов. В 1983/1984 уч. году в УПБ создали уже 8 звеньев: 4 полеводческих, 2 животноводческих, 1 механизированное, 1 строительное.

Материальная база пополнилась трактором МТЗ-80, картофелекопалкой, картофелесажалкой, культиватором, макетом доильной установки. За бригадой закреплена животноводческая ферма в деревне Быстрино.

От школы работой бригады руководили Киселёв Леонид Вадимович, заместитель директора по производственному обучению, Косарева Екатерина Павловна, учитель биологии и производственного обучения, Бахарев Николай Николаевич, мастер производственного обучения. От совхоза ответственными были Николаев Анатолий Константинович, главный инженер, Ковалева Елизавета Ивановна, главный агроном и Фролова Нина Васильевна, главный зоотехник. Ежегодно в зимнее время специалисты хозяйства организовывали агротехническую, зоотехническую и экономическую учебу, изучение сельскохозяйственной техники.

В 1982 году директором школы назначается Лагунов Александр Николаевич. Продолжается активная работа школьной производственной бригады. Активизировалась работа по закреплению молодежи на селе.

В течение 1983/1984 уч. года учащиеся с 4 по 10 класс шефствовали над фермами Быстрино-1, Быстрино-2, Быстрино-3, Быстрино-4, телятниками, а так же фермами в деревнях Санниково, Стёпанково, Фролково. Учащиеся младших классов и среднего звена ухаживали за молодняком крупного рогатого скота, раздавали корм, а старшеклассники доили коров, помогали дояркам. В этом году членами бригады было выращено 150т кормовых корнеплодов, 90т овощей, 484 т зелёной массы трав. Школьная столовая полностью была обеспечена овощами, для неё было выращено 15т картофеля. Для его хранения построено хранилище.

Ежегодно по заданию специалистов в бригаде проводилась опытническая работа. За три года было проведено 8 опытов:

1.      Сортоиспытание картофеля 6 сортов, средняя урожайность 215ц/га.

2.      Сравнение урожайности кормовых корнеплодов: свекла с. Эккендорфская желтая – 500ц/га., кормовая брюква с. Куузику – 600ц/га.

3.      Влияние доз полного минерального удобрения на урожайность зерновых (ячмень сорт Отра). Средняя урожайность составила 26,5ц/га., наивысшая - 32ц/га.

4.      Влияние густоты посадки картофеля и веса клубней на урожайность и выравненность семенного материала. Наибольшая урожайность 175ц/га, и наилучшая выравненность клубней получена при площади питания 70*15см2.

5.      переданы в хозяйство результаты опыта по животноводству - влияние биостимуляторов на рост и развитие телят.

По итогам опытнической работы группа учащихся была награждена дипломами ВДНХ. В течение 1984/1985 уч. года по графику школьники 4-10 классов работали на фермах: убирали помещения, проводили освежающий ремонт, оформляли красные уголки, давали концерты для животноводов. Старшеклассницы готовили корма, учились доить, давали дояркам выходные дни, подменяя их на время отпуска. В летний период 15 девушек заменили 10 доярок, надоили 2570ц. молока стоимостью 52350 рублей.

Большое внимание уделялось содержанию организации воспитательной работы с учащимися в летний период. Ежегодно работал лагерь труда и отдыха «Юность», Возглавляемый Киселевым Л.В. В организации работы лагеря принимали участие учителя Бахарев Н.Н., Модестов А.П., Косарева Е.П. и др. Проводились встречи с передовиками совхоза, массовые и спортивные мероприятия. В этот период времени школьники побывали в экскурсионных поездках во многих городах страны. Летом на полях совхоза «Мяксинский» и «Рыбинский» работали 10 семейных подрядов (Сухаревы, Гущины, Корявины, Беловы и др.). Более 30 учащихся работали самостоятельно гуртоправами, доярками, на заготовке кормов. В ученической бригаде были созданы все условия для организации работы учащихся, соблюдались правила техники безопасности, не было случаев травматизма.

В течение трех лет Мяксинской средней школе присуждалось первое место в районе по профориентационной работе (награждалась переходящим Красным Знаменем РК КПСС, райисполкома и денежной премией), а в 1985 году ученическая производственная бригада школы заняла первое место в области. Школа была награждена новеньким автобусом КВЗ-680. Наличие школьного автобуса положительно повлияло на весь учебно-воспитательный процесс в школе: появилась возможность регулярно выезжать на различные соревнования, конкурсы, посещать музеи, выставки, спектакли, концерты, города. Первым водителем на автобусе был Пушков Александр Александрович.

С 1985г. Мяксинская школа одна из первых в районе включилась в эксперимент по обучению детей с 6 лет. Начать это дело выпало учителю Киселевой Татьяне Леонидовне. Для детей нулевого класса была организована спальная и игровая комнаты, учебный класс, организовано трехразовое питание. Эксперимент в основном себя оправдал. Из-за материальных трудностей в дальнейшем отказались от сна, изменили возраст приема детей в школу с 6,5 лет, и с конца 90-х годов все школы страны постепенно перешли на обучение в начальной школе по четырехлетней программе.

В 1986 году семья Лагуновых переехала в Малечкино. Директором школы назначается Леонтьев Виктор Леонидович, работавший ранее директором Кривецкой восьмилетней школы.

С началом перестройки в стране в школе активизировалась работа комсомольской и пионерской организации. Был создан ученический комитет. Комсомольцы - старшеклассники под руководством Банниковой Татьяны Ивановны, Бочковского Андрея Леонидовича и Чуриковой Натальи Владимировны оказывали огромную помощь ветеранам войны и труда, одиноким пенсионерам. После уроков, а так же в выходные дни ребята шли в деревни или выезжали на школьном автобусе. Выполняли различные работы: пилили и кололи дрова, носили воду, даже стирали белье, оклеивали обоями комнаты и готовили обеды. Весной вскапывали огороды, а осенью помогали собирать урожай.

Огромную благодарность выражали ветераны десятиклассникам (кл. руководитель Бочковский А.Л.) Бахареву Андрею, Марченкову Владимиру, Карабанову Виктору, Казаринову Олегу, Хрушковой Ире, Костиной Наташе, Староверовой Ольге, Надежной Оле, Полякову Сереже, Полякову Олегу, Гусеву Сереже, а также Петуховой Светлане, Петуховой Наташе, Ермаковой Нине, Давыдовой Наташе, Ломакину Андрею, Банникову Дмитрию, Сиротиной Арьяне и др.

Опираясь на рекомендации А.С. Макаренко, в которых говорилось, что дети должны быть организованы по классам в учебной работе, а трудовое, политическое и хозяйственное воспитание должно вестись в отрядах, в школе пришли к выводу, что в 4-8 классах целесообразно создать разновозрастные отряды. Инициатором была старшая пионервожатая Тихова Г.Б.

Были сформированы следующие отряды: «Беспокойные» (вожатый отряд), «Звезды Тимура», «Объектив», ЮДМ, «Натуралист», «Альтаир» (пресс-центр). С каждым отрядом работал вожатый комсомолец и комиссар - учитель. Использовались идеи ленинградского педагога И.П. Иванова, в отрядах было организовано чередование традиционных поручений, которое позволяло включать учащихся в разнообразные виды деятельности.

В школе было проведено немало ключевых общих дел, которые объединяли педагогов и учащихся, включая каждого в активную работу. Например: «Учиться, чтобы знать», «О, книга, друг чудесный!», «Каждый, кто честен, встань с нами вместе против огня войны!», «Тебе, Родина, наш труд», «Село родное» и др.

Незабываемые впечатления остались у детей и педагогов от общешкольных праздников: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (праздник для родителей), «Суд над фашизмом», «Фестиваль детской и молодежной песни», а также конкурсов танцев и ярмарок солидарности. В отрядах проводилась и повседневная работа. Школьники вели поисковую работу по заданиям школьного музея, заботились о ветеранах войны и труда, пенсионерах. Очень много в те годы собиралось макулатуры, металлолома, лекарственного сырья.

Особенно активизировалась работа в отрядах, когда почти все члены совета дружины летом 1987 года побывали в пионерском лагере «Артек». Это Левашова Надя, Попов Вова, Сиротина Арьяна, Банников Дима, Артюшов Сережа, Малов Саша, Смирнова Таня, Смирнова Оля. Сколько задора, огня, желания работать привезли они из «Артека».

На следующее лето приняли решение создать при школе лагерь, в котором бы действовали разновозрастные профильные пионерские отряды. В 5 отрядах объединились дети 10-15 лет, которые в лагере не только отдыхали, но ежедневно по три часа трудились в совхозе «Мяксинский». Жили в интернате. Утро начиналось с зарядки, затем линейка, завтрак, и все шли в совхоз: пололи на полях свеклу, готовили хранилища, склады к приемке зерна, картофеля и сенажа. Работали хорошо, получали от специалистов хозяйства благодарности. После обеда – свободное время: подготовка к коллективным делам и мероприятиям, игры, соревнования.

А вечером после ужина - КТД. Незабываемые впечатления остались от КТД «Зарница» и «Праздник Нептуна». Банников Дима - Нептун, Полетаева Маша - Нептуниха, Марченков Владимир - Главный Черт замечательно справились со своими ролями. А Сиротина Арьяна, исполнявшая роль сирены, в настоящее время связала свою жизнь с самодеятельным театром.

Коллективные дела готовились отрядами в тайне друг от друга, чтобы был сюрприз. Отрядные вожатые – восьмиклассники, девятиклассники – считались взрослыми, их слушались как взрослых и с них спрашивали как с взрослых.

На следующий год по огромной просьбе учащихся, лагерь работал снова, а затем по объективным причинам совхоз «Мяксинский» финансировать его уже не мог.

В девяностые годы в воспитательной работе продолжали использовать элементы методики И.П. Иванова и В. Кароковского.

В начале девяностых годов была хорошо поставлена спортивная работа (учитель Кустов Николай Сергеевич, а затем Банников Дмитрий Анатольевич). В соревнованиях по легкой атлетике, лыжам спортсмены нашей школы занимали нередко призовые места.

Команда юношей–баскетболистов в составе: Банников Дмитрий – капитан команды, Малов Александр, Серяков Алексей, Банников Владимир, Шухалов Александр, Демин Евгений, Апциаури Михаил, Фомичев Михаил, была неоднократно чемпионом района, дважды завоевывала переходящий кубок района. Команда баскетболистов в составе: Бахарев Максим, Киселев Владимир, Смирнов Денис, Шухалов Андрей, Борисов Дмитрий, Новиков Стасик, Банников Иван в 1995, 1996 годах также выиграла чемпионат района. Занимали призовые места по летнему и зимнему многоборью. В 1991г. Банников Дмитрий стал чемпионом района в беге на 1500 метров.

 Учащиеся школы регулярно принимали участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо". Готовил команду Бахарев Николай Николаевич. Полетаева Маша победила в районных соревнованиях, в составе районной команды заняла первое место в области и успешно выступила на республиканских соревнованиях. 

 

Школа в начале XXi века

В 2003-2004 учебном году в школе обучалось 196 учеников. Школа работает по базисному учебному плану в режиме шестидневной недели. В условиях модернизации современной школы стало возможным разнообразие программ и принятие учителями многих концепций, а именно:

·                    творческий подход к программам,

·                    развитие школьного компонента базисного учебного плана,

·                    дифференциация обучения,

·                    компьютеризация учебно-воспитательного процесса,

·                    Обучение по 4-летней программе в начальной школе,

·                     создание системы коррекционного обучения
(классы выравнивания, индивидуальное обучение),

·                     введение в штат социального педагога.

Сегодня педагогический процесс осуществляют 25 педагогов.

 

Леонтьев Виктор Леонидович

- директор школы, учитель информатики, экономики,

Косарева Екатерина Павловна

- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии и биологии,

Банникова Татьяна Ивановна

- заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики и астрономии,

Соколова Нина Константиновна

- учитель русского языка и литературы,

Модестова Анна Николаевна

- учитель русского языка и литературы,

Леонтьева Елена Александровна

- учитель математики,

Фролова Людмила Юрьевна

- учитель математики и черчения,

Бахарева Надежда Анатольевна

- учитель истории и обществознания,

Бахарев Николай Николаевич

- преподаватель ОБЖ и труда,

Васина Мария Михайловна

- учитель биологии и домоводства,

Иванова Римма Петровна

- учитель немецкого языка,

Морковина Елена Владимировна

- учитель английского языка,

Кустов Николай Сергеевич

- учитель физкультуры,

Модестов Александр Павлович

- учитель производственного обучения и математики,

Косякова Алла Геннадьевна

- учитель начальных классов и музыки,

Киселева Татьяна Леонидовна

- учитель начальных классов,

Соколова Галина Васильевна

- учитель начальных классов,

Соколова Елена Адольфовна

- учитель начальных классов,

Тихова Галина Борисовна

- учитель начальных классов,

Михеева Альбина Николаевна

- воспитатель

Туркина Нина Ивановна

- воспитатель,

Филюкова Анастасия Ивановна

- воспитатель,

Марченкова Елена Александровна

- старшая вожатая, учитель географии

Чистякова Ольга Дмитриевна

- социальный педагог, учитель рисования

Кустова Надежда Алексеевна

- лаборант, учитель с/х труда

Марченкова Елена Владимировна

- библиотекарь

 

Высшее педагогическое образование имеют 20 педагогов. 10 учителей имеют первую квалификационную категорию. Косарева Екатерина Павловна, Бахарева Надежда Анатольевна, Киселева Татьяна Леонидовна, Кустов Николай Сергеевич награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». Леонтьев Виктор Леонидович и Банникова Татьяна Ивановна - знаком "Отличник народного просвещения". 15 учителей имеют стаж работы более 20 лет. Педагогический коллектив школы достойно выполняет свои профессиональные обязанности, продолжая и развивая, обогащая и сохраняя опыт педагогической деятельности своих предшественников.

Приятен тот факт, что Кустов Н.С., Тихова Г.Б., Соколова Е.А., Соколова Н.К., Косарева Е.П., Чистякова О.Д. в свое время окончили Мяксинскую школу, получили профессию учителя и вернулись работать в родные стены. А Бахарева Н.А., Бахарев Н.Н., Киселева Т.Л., Фролова Л.Ю., Банникова Т.И. после окончания педагогического института пришли в Мяксинскую школу и остаются верными ей 30 и более лет.

После закрытия Мяксинского детского дома продолжают педагогическую работу в стенах школы Соколова Г.В. и Туркина Н.И.. Филюкова А.И. начала свою педагогическую деятельность в 1947 году и с 1968 года работает в Мяксинской школе.

Продолжают интересоваться делами школы, помогают коллегам в сложных вопросах учителя-ветераны, всю свою жизнь посвятившие школе. Балова Фаина Федоровна – учитель французского языка, заместитель директора, организатор внеклассной работы, всегда требовательная к себе и к учащимся, эрудированный и интересный человек, прекрасный классный руководитель, ее кабинет был лучшим в районе. Родина Клара Ивановна – учитель литературы и русского языка, завуч школы, любящая и знающая свой предмет. Никифорова Лидия Николаевна – старшая пионервожатая, учитель биологии, организатор юннатского движения в школе, руководитель опытнической работы, человек неравнодушный к детям, умеющий увлечь своим делом. Это под ее руководством долгое время пришкольный участок оставался местом, где учащиеся приобретали навыки полевых исследований. Никитина Ангелина Александровна  – учитель французского языка, строгая, принципиальная, требовательная, любящая свой предмет. Смирнова Елена Ивановна – учитель математики, прекрасно знающая свой предмет, много выпускников направила на нужную дорогу, заботливый классный руководитель, воспитатель пришкольного интерната. Кавина Маргарита Львовна, учитель русского языка и литературы, передает свой опыт общения с детьми дочери Г.Б.Тиховой. Лелецкие Федор Михайлович и Лидия Васильевна, несмотря на преклонный возраст, вместе продолжают праздновать День Победы. Плохо себя чувствует, но охотно беседует с бывшими коллегами прекрасный учитель начальных классов Беляева Нина Николаевна. Охотно дают интервью Медынская Зоя Сергеевна, Голубева Елена Андреевна, Горячева Зоя Андреевна, Орнатская Ирина Николаевна. И то, что школа в канун юбилея получила десятки добрых писем от бывших учителей и учащихся школы говорит о многом.

Педагогический коллектив ведет поиск эффективных путей обучения и воспитания. Методическая работа проводится через педсоветы, школьные и межшкольные методические объединения, в состав которых входят учителя Щетинской и Ильинской школ.

В школе работают 4 методических объединения: учителей математики (руководитель Леонтьева Е.А.), русского языка (р. Модестова А. Н.), учителей начальных классов (р. Киселева Т. Л.), методическое объединение классных руководителей (р. Банникова Т.И.).

С 2000 года школьный коллектив работает над развитием познавательной активности учащихся с учетом личностно-ориентированного обучения. Основные вопросы, над которыми работает педагогический коллектив школы:

ü  овладение учащимися надпредметными способами деятельности как одно из условий перевода образования в самообразование;

ü  развитие познавательной активности учащихся на уроке и во внеклассной работе как одно из средств повышения качества знаний учащихся.

Учащиеся школы занимают призовые места на районных олимпиадах. Призерами районной и участниками областной олимпиады по математике стали Солодов Михаил и Солодов Александр. Победители в районной олимпиаде по химии - Солодов Андрей, Зайцева Вера, Солодов Михаил и Солодов Александр, Румянцева Татьяна. Тяпина Светлана имела призовые места по химии, биологии и стала участником областной олимпиады по биологии. Модестова Маргарита и Румянцева Татьяна заняли призовые места в олимпиаде по русскому языку. С интересом ребята принимают участие в математической игре «Кенгуру» и  игре по русскому языку «Медвежонок». В этом учебном году Орлов Олег и Леонтьева Екатерина стали победителями игры «Кенгуру» в Череповецком районе.

Под руководством Косаревой Е.П. проводится большая работа по экологическому воспитанию и развитию познавательной активности школьников с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Охотно поддерживают работу по экологическому воспитанию учителя начальных классов. Ежегодно проводят экологические недели, конкурсы, праздники. С 1999 года учащиеся школы начали заниматься экологическими исследованиями в природе. Первая работа по теме «Лихеноиндикационные исследования на территории с. Мякса» была выполнена группой ребят: Бочко Анна, Фролов Андрей, Соколов Евгений, Солодов Андрей, Пушкова Наталья, Новоселов Олег. Вся экологическая работа в школе началась с них. С участием школьников была исследована и описана территория бывшего парка матери поэта К.Н.Батюшкова, проведены исследования речного окуня в Рыбинском водохранилище, в течение 4 лет Смирновым Евгением исследовались атмосферные осадки на территории села Щетинское. Всего за эти годы выполнено 6 исследовательских работ. Свои работы ребята защищали на экологических конференциях разного уровня. Фролов Андрей стал лауреатом районной, областной и городской научно-практической конференции. Модестова Маргарита приняла участие в областной экологической конференции, представив свою работу по теме "Описание территории бывшего парка матери поэта К.Н.Батюшкова". Соколов Евгений стал победителем районной экологической конференции. Последователями в экологических исследованиях стали Панузин Николай, Ананичев Илья, Фролов Юра, Воронов Дима, Смирнова Ольга, Бочко Ольга. От их имени Ананичев Илья защищал на областной конференции работу по теме «Исследования популяций речного окуня в водоемах Череповецкого района». В 2004 году учащиеся принимали участие в Марше парков, за что были награждены Почетными грамотами.

Большой интерес вызывает у учащихся участие в работе районного экологического лагеря, проводимого на базе Дарвинского Государственного заповедника. Ежегодно группа ребят из нашей школы принимает активное участие в работе лагеря.

В школе есть пришкольный учебно-опытный участок, где учащиеся получают навыки выращивания сельскохозяйственных культур. Заведует участком Кустова Н.А. В 2003 году на пришкольном участке заложили новый яблоневый сад.

Уже давно не работает в школе производственная бригада, но по прежнему юноши, выходя из школы, получают права тракториста. Эту возможность дает им А.П.Модестов, который в течение уже многих лет является и преподавателем и мастером производственного обучения.

Продолжительное время педагогический коллектив школы считает одним из основных направлений воспитательной работы историческое и литературное краеведение. Оно формирует гражданское самосознание молодого человека, воспитывает уважение к своим предкам, привязанность к месту своего рождения. Энтузиастом, координатором всей работы по краеведению является директор школы Леонтьев В.Л.. Заместитель директора школы по воспитательной работе Банникова Т.И. руководит работой школьного музея и координирует краеведческую работу с учащимися.

Школьный музей был создан в 1967 году под руководством Неклюдовой Веры Сергеевны. Экспозиции музея составляют материалы, освещающие историю села Мякса, школы, совхоза «Мяксинский», Рыбинского водохранилища, а также материалы, посвященные Великой Отечественной войне: записи рассказов ветеранов, фотографии, вырезки из газет, письма с фронта, аудио и видеоматериалы. Экспонаты размещаются в трех комнатах. Ежегодно в музее проводятся уроки по предмету «Истоки», экскурсии, где учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины. За большую работу по подготовке к 55-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне школьный музей был признан одним из лучших в районе и призером в области. Большой вклад в эстетическое оформление музейных комнат внесла Т.Л.Киселева.

За последние годы под руководством Л.Ю.Фроловой группа учащихся провела большую работу по увековечиванию памяти наших земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Краеведы школы решили собрать более полную информацию о погибших воинах, они посылали письма в школы, в сельские советы, в военные комиссариаты сел и городов, где воевали и погибли наши земляки. Собраны фотографии братских захоронений, описание боевых сражений, земля с могил павших воинов. Поисковики старались найти и родственников погибших. В результате поисковой работы 10 фамилий наших земляков были дописаны на мемориальные доски братских захоронений. Итогом работы стало выступление Пушковой Натальи на областной краеведческой конференции, занявшее 2 место.

С 1994 года учащиеся школы под руководством Бахаревой Н.А. и Леонтьева В.Л. включились в работу по восстановлению парка усадьбы матери поэта К.Н.Батюшкова в Хантанове. Эта работа продолжается и сейчас. Вдохновителем и координатором является преподаватель городского Дворца детского и юношеского творчества Чусова Валентина Дмитриевна.

Под руководством Модестовой А.Н. ученица Соколова Ирина написала исследовательскую работу «Влияние К.Н.Батюшкова на раннюю поэзию А.С.Пушкина». В кабинете истории создана экспозиция «Отечески пенаты». Ежегодно группа учащихся школы во главе с учителем биологии Васиной М.М. ухаживают за посадками на усадьбе, осенью и весной ведутся посадочные работы. Эколого-трудовой лагерь финансируется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.

Школа принимает непосредственное участие в подготовке и проведении традиционных праздников на родине поэта. Будучи причастными к большой работе по воссозданию уголка истории – усадьбы поэта К.Н.Батюшкова, учащиеся получают уроки нравственности, патриотизма, человечности, гордости за свою малую Родину, за свою историю, свой народ. На районной и областной конференции Тяпина Светлана представила исследовательскую работу по теме «Усадьба Батюшковых в Хантанове» (2002г.), Зайцева Вера - по теме «Купец – меценат Вдовин И.И.» (2004г). С 1998 года в школе имеется видеокамера, появилась возможность снимать на видео все значимые мероприятия, делать учебные фильмы. Видеофильм о К.Н.Батюшкове, посланный на областной конкурс учебных фильмов, занял второе место, а школа в подарок получила видеоплеер.

В течение 4 лет в июле в Мяксу на пленэр приезжают студенты ЧГУ специальности "Изобразительное искусство". Будущие художники пишут этюды, наброски, картины. Работы выставляются в Мяксе на выставках, находят отклик в душах мяксинцев, а некоторые из картин уже висят в домах местных жителей. Здесь нашли темы для своих дипломных работ и уже успешно защитились многие студенты. В 2004 году Костя Бавыкин и Наталья Зинина по просьбе директора школы выполнили проект школьного музея и исполнили карту Рыбинского водохранилища до и после затопления. Ирина Кашина на основе предложенных фотографий выполнила сюжетную живописную работу "Леушинский монастырь". Руководили работой выпускников Медведев Дмитрий Владимирович, доцент, заведующий выпускающей кафедрой изобразительного искусства и методики преподавания, член Союза художников России и Филиппова Вера Ивановна, доцент кафедры изобразительного искусства и методики преподавания, член союза художников России.

Тема Рыбинского водохранилища уже давно волнует учащихся и учителей школы. В течение нескольких лет школьники под руководством Леонтьевой Е.А. и Васиной М.М. изучали историю затопления Рыбинского водохранилища. Собраны архивные материалы, рассказы очевидцев. По воспоминаниям жителей деревни Леушино Васиной М.М. была составлена план-карта расположения Леушинского монастыря, собран материал об игуменье Таисии. Кузнецова Анна представляла этот материал на областной краеведческой конференции. С 2001 года ежегодно в ночь с 6 на 7 июля в Мяксе проводятся Леушинские стояния. Для участия в празднике со всех концов страны приезжает много паломников.

В 2003 году коллектив школы принял активное участие в подготовке и проведении 550-летия с. Мяксы. К юбилею села учителями был выпущен буклет, освещающий основные исторические вехи населенного пункта. Журналистом Вологодского телевидения Михаилом Тулыгиным были сняты и выпущены перед праздником в эфир два фильма, рассказывающие о селе Мяксе, школьном музее и совхозе "Мяксинский".

Школа продолжает держать высокую планку по физическому воспитанию учащихся. Возглавляет эту работу человек неравнодушный к своему делу, любящий спорт, Кустов Н.С. Он прививает детям любовь к физическим упражнениям, воспитывает выносливость, выдержку, пропагандирует здоровый образ жизни. Среди его воспитанников Булина Анастасия – чемпионка района в беге на 800 м, Тяпина Светлана – трехкратная чемпионка района по прыжкам в длину.

За последние годы призерами районных соревнований по легкой атлетике становились: Малов Александр, Фролов Андрей, Смирнова Екатерина, Шиморин Евгений, Монахова Наталья, Новоселов Олег. Набирает силу волейбольная команда учащихся школы, занятия с которыми проводят Тихов В.В. и Михеева А.Н. Каково было удивление болельщиков, когда команда девочек одержала победу в товарищеской встрече с более опытными игроками из Пошехонского колледжа.

Ежегодно команда школы под руководством Бахарева Н.Н. и Кустова Н.С. принимает участие в районной игре "Богатыри".

С интересом ребята занимаются в кружках и спортивных секциях. Районный Дом пионеров и школьников финансирует работу 5 кружков: кружок художественной росписи по дереву (р. Борисенко Е.Г.), "Глиняная игрушка" (р. Марченкова Е.А.), "Оригами" (р. Смирнова Т.В.), танцевальный (р. Конькова Ольга Борисовна), кружок по информатике (р. Леонтьев В.Л.).

Последние годы в школе в начале лета работает лагерь с дневным пребыванием учащихся. Летом 2004 года в лагере в две смены отдохнули и поработали 84 школьника. Педагогами были организованы 2 оздоровительных отряда, 2 трудовых, спортивный и краеведческий отряды. Для детей время пролетело быстро, а учителя, работающие в лагере, возлагали на себя дополнительную нагрузку ради здоровья и благополучия своих воспитанников.

При школе действует интернат, в котором проживают учащиеся из дальних деревень. Последние годы в нем проживает не более 20 учащихся. Несмотря на неустроенность быта, отсутствие элементарных удобств помещения интерната редко пустуют. На базе интерната на каникулах ежегодно проводятся районные коммунарские сборы. В течение учебного года здесь работает филиал районной школы искусств. За умеренную плату желающие учащиеся имеют возможность научиться петь и играть на различных музыкальных инструментах. Идя навстречу пожеланиям родителей группы учащихся, в 2002 году в пришкольном интернате открыта воскресная школа, в которой занимаются желающие дети по выходным дням. Учащиеся знакомятся с историей православия, изучают обряды, церковное пение. Показательно и то, что учащиеся воскресной школы уже дважды выезжали в Санкт-Петербург, совершали познавательные поездки по области.

Когда вспоминают о школе, то закономерно речь заходит прежде всего о учителях и учениках. Но нормальная работа учебного заведения невозможна без труда обслуживающего персонала. В настоящее время, продолжая дело своих предшественников, поддерживают в школе чистоту, готовят пищу, обеспечивают покой детей в интернате и сохранность зданий в ночное время работники школы: завхоз Беляева Наталья Юрьевна, уборщики служебных помещений: Виноградова Нина Анатольевна, Новосёлова Наталья Адольфовна, Сидорова Муза Павловна, Афанасьева Татьяна Васильевна, Чихачева Татьяна Валентиновна, лаборант Кустова Надежда Алексеевна, гардеробщица Смирнова Татьяна Васильевна, сторожа: Саблина Тамара Николаевна, Сафронова Вера Анатольевна, повара Тимофеева Антонина Александровна и Токарева Галина Александровна, водитель автобуса Тихов Владимир Владимирович, электрик Марченков Александр Викторович. 

Современная школа (Мяксинская не исключение) живет в условиях глубокой кризисной ситуации, которую переживает вся Россия. Сначала попытка реформирования, сейчас проведение модернизации не улучшили материальное состояние учебных заведений. Отстает от требований времени оснащение учебно-воспитательного процесса оборудованием, наглядными пособиями, учебниками. Ухудшается психическое и физическое здоровье детей. Проблема занятости подростков во внеучебное время оказывает влияние на увеличение правонарушений и преступности. Современная школа лишилась комсомольской и пионерской организации, но ничего лучшего так и не придумала. Из-за снижения рождаемости возникают проблемы с комплектацией классов. Государству давно нужно понять, что без крепкой школы в настоящем у страны будут большие проблемы в будущем. Состояние школы напрямую зависит от душевного и материального благополучия всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей и учителей. Очень хочется надеяться, что затянувшийся кризис в нашей стране скоро закончится, образование останется обязательным, доступным и бесплатным.

(август 2004 года)