Печать

 РЕГИОНАЛЬНЫЙ-ПЛАН-МЕРОПРИЯТИЙ-ВВЕДЕНИЯ-ФГОС-НОО-и-ФГОС-ОО-на-2022-2023-учебный-год

Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Вологодской области в 2022-2023 учебном году

Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Череповецкого муниципального района в 2022-2023 учебном году

Приказ о переходе на новый ФГОС

Состав рабочей группы по введению и реализации ФГОС

План методической работы

Дорожная карта по ФГОС

 

Сценарий родительского собрания

«Введение обновленных ФГОС НОО с 1 сентября 2022 года»

 Уважаемые родители!

Министерством просвещения утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО).

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего образования, а также учёта интересов и возможностей, как образовательных организаций, так и их обучающихся.

Прием на обучение в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 прекращается 1 сентября 2022 года.  С 1 сентября 2022 обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые классы будут учиться по обновленным ФГОС в обязательном порядке.  Для обучающихся 2-4 классов предусмотрена возможность перехода на обновленные ФГОС НОО с 1 сентября 2022 года. Важно отметить, что решение в отношении обучающихся 2-4 классов, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящего приказа, принимается с согласия их родителей (законных представителей). 

Сегодня на родительском собрании мы ставим задачу разъяснить особенности обновленного ФГОС НОО, а так же ответить на вопросы по его введению в образовательный процесс школы.

    Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что обновленный ФГОС НОО не имеет принципиальных отличий  от действующего в настоящее время ФГОС НОО 2009 года. 

        Во-первых, сохранена концепция ФГОС. В ее основе - системно-деятельностный подход. Данный подход базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту обучающихся, их индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия педагога и обучающихся в процессе воспитания и обучения, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

        Во-вторых, остались без изменений обязательные для изучения учебные предметы учебного плана начального общего образования.

В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):

Предметные области

Учебные предметы

(учебные модули)

Русский язык и литературное чтение

Русский язык, Литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание ("окружающий мир")

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики:

учебный модуль: "Основы православной культуры";

учебный модуль: "Основы иудейской культуры";

учебный модуль: "Основы буддийской культуры";

учебный модуль: "Основы исламской культуры";

учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России";

учебный модуль: "Основы светской этики"

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

     В-третьих, внеурочная деятельность остается обязательной частью образовательного процесса. Она реализуется с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого организацией

         В- четвертых: структура требований к результатам освоения образовательных программ остается неизменной и состоит из трех групп планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Не изменилась и система оценки образовательных результатов.

         Каковы особенности обновленных ФГОС НОО 2021 года?

        Во–первых, требования к предметным результатам конкретизированы и уточнены. Содержание учебных предметов представлено по годам обучения по каждому учебному предмету в примерных рабочих программах, которые возьмет за основу своей работы каждый учитель. В программах четко определен минимум содержания, который должен знать каждый ученик.

      Во-вторых, требования к метапредметным результатам дифференцированы по группам, даны в понятных и ясных формулировках, что позволит эффективно формировать умения самоорганизации, совместной деятельности, общения, навыков работы с информацией и др.

Например, конкретно  описаны  базовые логические действия, необходимые для успешного овладения  содержанием учебных предметов. Базовые логические действия  предполагают умения:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

    В третьих, появилось требование, связанное с необходимостью формирования компонентов функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность заключается в умении применять полученные на уроках знания и умения для решения практических и жизненных задач. Формирование функциональной грамотности (читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций) рассматривается как требование к качеству современного образования, которое отражает готовность ребенка осознанно включаться в разнообразные жизненные ситуации, например, правильно рассчитать денежные средства для покупки; определять, хватит ли коробки конфет для того, чтобы угостить одноклассников; найти в энциклопедии нужную статью. Предполагается большое количество заданий, связанных с формированием умений анализировать разные источники информации, находить главное, существенное, тем самым развивать критическое мышление. 

В-четвертых, конкретизирован и расширен перечень личностных результатов. Они тесно связаны с воспитанием и отражают приобретение младшими школьниками первоначального опыта деятельности в части:

-гражданско-патриотического воспитания, уважения к своему и другим народам;

-в части духовно-нравственного воспитания, заключающегося в признании индивидуальности каждого человека, проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности, неприятии любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

- в части трудового воспитания - в осознании ценности труда в жизни человека и общества, ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Также личностные результаты предполагают формирование уважительного отношения и интереса к художественной культуре, традициям и творчеству своего и других народов, формирование стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности,  формирование здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни.

Система воспитания предполагает проявление активной жизненной позиции обучающихся,  поощрение социальной успешности.

Личностные результаты, как и в стандарте 2009 года, не подлежат персонифицированной оценке.

Каковы преимущества ФГОС НОО 2021 года в отношении планируемых предметных результатов и системы их оценки?

 Можно выделить несколько позитивных моментов:

·              Определена единая система требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы, что позволяет создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование. Единые образовательные результаты позволят сохранить единое образовательное пространство страны. Если ваш ребенок перейдет в течение учебного года из одной школы в другую или даже переедет в другой регион, содержание учебного материала не изменится.

·                   Повышается прозрачность системы образования. В соответствии с обновленными ФГОС определяется единый для всей страны порядок изучения учебных тем, содержание изучаемого материала.

·                  Достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.

·                  Требования к планируемым результатам станут едиными для всех школ России.

Для обеспечения реализации требований ФГОС НОО 2021 года будут созданы следующие условия:

·               все учителя пройдут повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Реализация требований ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».

·               будет усилен акцент на социально-психологическую адаптацию обучающихся к школе.

·               будут обновлены учебники. С 20 марта 2022 года запланирована экспертиза на соответствие учебников обновленному ФГОС НОО, проведена корректировка федерального перечня учебников. Обновленные учебники будут выпущены издательствами после утверждения нового федерального перечня.

·               В целом,  обновленный ФГОС НОО 2021 года дает возможность создания и реализации  благоприятных условий для обучения младших школьников, деятельности учителя и позволяет улучшить  взаимодействие   родителей,  педагогов и детей.

Обновленный ФГОС НОО определяет минимум содержания начального общего образования, изучение которого гарантирует государство. Единое учебное содержание, точные и конкретно сформулированные образовательные результаты обеспечивают достижение качества образования, формирование единого образовательного пространства страны и региона.

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ ПЕРЕЙТИ К ОБСУЖДЕНИЮ И ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ.

 

1.Вопрос: Когда появятся новые учебники?

Старый фонд учебников будет заменяться постепенно, по мере их издания и поступления в образовательную организацию. Новые учебники появятся не ранее лета 2022 года.

Действующие учебники, по которым дети учатся сейчас, могут быть использованы для реализации требований ФГОС НОО 2021 года. Содержание учебного материала не изменилось. Отличием является, то, что некоторые темы изучаются, например, не в начале учебного года, а в середине, или перенесены из второго класса в третий, но эту ситуацию можно решить внутри школы, продумав использование дидактических материалов учителем.

 

2.Останутся ли ВПР?

Останутся, это федеральный мониторинг качества образования.

 

3.Старший ребенок учится по одной программе, младший по другой? Новые программы по ФГОС подходят ко всем УМК?

Примерная рабочая программа в принципе не может полностью соответствовать ни одному УМК, т.к. она создавалась на основе ФГОС, а не на основе действующих учебников по предметам. Однако Примерная рабочая программа может быть адаптирована к каждому УМК из Федерального перечня учебников, т.к. включает обязательное для изучения содержание данных учебных предметов и соответствует методическим традициям отечественной школы.

 4. Как будут проверяться метапредметные результаты?

Так же как и сейчас. Это могут быть комплексные контрольные работы на основе единого текста, проекты, листы оценки. Школа уже имеет опыт оценивания метапредметных результатов, он будет актуален и при реализации обновленных ФГОС НОО.

 Сценарий родительского собрания

«Введение обновленного ФГОС ООО с 1 сентября 2022 года»

Уважаемые родители!

Министерством просвещения 31 мая 2021 года утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО-2021).

Обновлённая редакция ФГОС ООО сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей, как образовательных организаций, так и их обучающихся.

Прием на обучение в 5-е классы в соответствии с ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) – далее ФГОС ООО-2010, прекращается 1 сентября 2022 года.

С 1 сентября 2022 обучающиеся 5-х классов будут учиться по обновленным ФГОС ООО. В 2022-2023 учебном году обучающиеся 6-9х классов продолжат обучение по ФГОС ООО-2010.

Сегодня на родительском собрании мы ставим задачу разъяснить особенности обновленного ФГОС ООО-2021, а так же ответить на вопросы по его введению в образовательный процесс школы.

         Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что обновленный ФГОС ООО не имеет принципиальных отличий от действующего в настоящее время ФГОС ООО 2010 года. 

         Во-первых: Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.

  Во-вторых: В обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основной образовательной программы основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Так же в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательной программы основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.

         В-третьих: Структура требований к результатам реализации основной образовательной программы основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

         В-четвертых: Остались без изменений обязательные для изучения 10 предметных областей учебного плана основного общего образования (Русский язык и литература, Родной язык и родная литература, Иностранные языки, Математика и информатика, Общественно-научные предметы, Естественнонаучные предметы, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности).

    

Особенности обновленного ФГОС ООО-2021 года

         Основные изменения обновленного ФГОС ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования ко всем учебным предметам с 5 по 9 классы, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают обновление содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения для каждого класса и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.

         Требования к предметным результатам обучения конкретизированы и систематизированы для изучения каждого учебного предмета и дают четкие ориентиры, единые подходы для оценки качества образования учителем при освоении учебной программы в каждом классе и проведении государственной итоговой аттестации в 9м классе.

При реализации образовательной программы в 5-9 -х классах в школе для учеников будут созданы условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

     Основные новшества обновленных ФГОС ООО:

         -        Сократился общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет (5-9 кл.): количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов (ФГОС ООО-2010: 5267-6020 часов).

         -        Введено понятие «учебный модуль» при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

         -        Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.

  -        В обновленных ФГОС ООО детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и учебного процесса. Обозначены основные направления воспитательной деятельности как способы достижения личностных результатов учащимися, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и экологического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия.

-        Изучение учебных предметов математика, информатика, биология, химия, физика в 5-9х классах предусмотрено в обновленном ФГОС на базовом и углубленном уровнях. С учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов учеников на уровне основного общего образования возможна организация образовательной деятельности с углубленным изучением отдельных учебных предметов, т.е. профильное обучение. Это поможет реализовать задачи профессиональной ориентации и предоставить возможности каждому ученику проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.

         -        В предмете «Математика» вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика». Учебник «Вероятность и статистика» разрабатывается, по итогам проведения экспертизы планируется его включение в Федеральный перечень учебников.

         -        ФГОС ООО-2021 (5-9 классы) исключена обязательность изучения второго иностранного языка.

         Учет мнения родителей (законных представителей) при формировании обязательной части учебного плана:

-          При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой.

         -        По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка (русского) и родной литературы (русской) и при наличии возможностей школы.

-          По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых условий осуществляется изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого школой.

В настоящее время на федеральном, региональном уровнях созданы методические ресурсы и сервисы для учителей по реализации обновленного ФГОС ООО.  Учителя, обеспечивающие преподавания учебных предметов в 5-х классах проходят курсы повышения квалификации пор типовой программе, разработанной Академией Министерства  просвещения РФ.  Школа готова к реализации обновленного ФГОС ООО в 5-х классах с 1 сентября 2022 года.

Таким образом, обновленный ФГОС ООО- 2021 года дает возможность создания и реализации  благоприятных условий для обучения школьников, деятельности учителя и позволяет улучшить  взаимодействие  родителей,  педагогов и детей. Единое учебное содержание, точные и конкретно сформулированные образовательные  результаты направлены на обеспечение качественного образования, формирование единого образовательного пространства нашего региона и страны в целом.

 

     Предлагаем перейти к обсуждению и ответам на вопросы.

 

Будет ли меняться содержание учебников? Будут ли разработаны и изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам? Будет ли изменен Федеральный перечень учебников?

         Содержание определенной части учебников, включенных в Федеральный перечень, не соответствует примерным рабочим программам, в связи с чем:

1.  в настоящее время в издательствах завершается доработка содержания действующих и подготовка новых учебников.

2.  Доработанные и вновь созданные учебники пройдут экспертизу

3.  По итогам экспертизы будет сформирован федеральный перечень учебников  (2022 г.)

         Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

 

Где можно посмотреть примерные программы по второму иностранному языку, если родители дают согласие?

Примерные рабочие программы по второму иностранному языку в настоящее время разрабатываются, после утверждения на ФУМО будут размещены на сайте «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

    

         Какими формами работ, в первую очередь, будет оцениваться достижение планируемых результатов в каждом классе основной школы?

         Одним из приоритетов оценки достижения планируемых результатов является комплексный подход, который требует использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий.


 Приложение 5

 

ФОРМА

Согласие родителей (законных представителей) обучающихся 2-х, 3-х, 4-х классов на обучение по ФГОС начального общего образования,

утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286,

с 1 сентября 2022 года

 

 

Директору (наименование ОО)

от фамилия, имя, отчество (при наличии)

 родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)

обучающегося

 

            В соответствии с пунктом 2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – обновленный ФГОС НОО) даю согласие на обучение моего ребенка________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии), обучающегося ____ класса  с 1 сентября 2022 года по обновленному ФГОС НОО и соответствующей основной общеобразовательной программе начального общего образования.

                          ___________подпись                                    _______________________

фамилия, имя, отчество (при наличии)

родителя(ей) (законного(ых)

представителя(ей) ребенка