Родителям о готовности ребенка к обучению.

Согласно  пункту 1 статьи 67 Закона об образовании «Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».

Закон определяет рекомендуемый возраст начала обучения. При этом родителям следует иметь в виду, что дети развиваются в разном темпе, что биологический и психологический возраст не всегда совпадают, мы наблюдаем неравномерность созревания детей (у кого-то быстрее, у кого-то медленнее формируются требуемые качества). Это не означает предопределенности успешности в будущем, это закономерности нормативного возрастного созревания.

Для того, чтобы избежать негативных последствий, стоит ориентироваться на готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Многие родители обеспокоены тем, чтобы ребенок к началу школьного обучения умел читать, знал счет и т.п. Вместе с тем, важно обеспечить развитие ребенка в соответствующих его возрасту формах активности, а для ребенка это, прежде всего, игра. Со стороны родителей важно быть включенными в совместные игры и занятия с детьми, поощрять познавательные интересы детей, создавать стимулирующую к развитию среду.

Определяя готовность к школе, посмотрите насколько выражена у ребенка способность к сосредоточению на каком-либо виде познавательной деятельности, проявляет ли ребенок устойчивый интерес к разнообразным играм и занятиям, насколько развита у него речь, способен ли действовать по инструкции взрослого,  обладает ли достаточно развитыми навыками общения со сверстниками и взрослыми, насколько  развита мелкая и крупная моторика, критичен ли к результатам своей работы.

Решая вопрос о начале обучения школе, важно учесть, что успешность ребенка во многом определяется тем, в какой мере возможности ребенка к этому моменту совпадают с требованиями школьного обучения.

Если ребенок попадает в школу слишком поздно с точки зрения его готовности и психологической зрелости, ему может быть неинтересно, не формируются важные качества для учения – умение справляться с трудными, проблемными ситуациями, снижение волевой саморегуляции, что в последующем может сказаться  на успешности учения.

 Форсирование темпа развития, слишком раннее поступление (с точки зрения фактического психологического возраста, т.н. школьной зрелости, а также при игнорировании состояния здоровья) может привести к школьным неудачам, школьной неуспешности, которые влекут за собой ряд феноменов: отсутствие мотивации учения, нежелание учиться, формирование «выученной беспомощности», тревожности, невротических реакций. По сути, запускается процесс блокирующий развитие ребенка, который может случиться даже при неплохой (достаточно высокой) интеллектуальной готовности ребенка. Коррекция этих проявлений может быть весьма затруднительна. По этой же причине не стоит планировать обязательное поступление ребенка в специализированные школы. Они предъявляют высокие требования к познавательной мотивации, готовности к серьезным интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности ребенка, и если ребенок не готов справляться с ними, вряд ли его обучение будет успешным.

Каждому родителю собственный ребенок кажется самым лучшим, умным  и это правильно. Но правильно также не фетишизировать поступление в «особые» школы, понимая, что развитие ребенка должно соответствовать его возможностям на данном возрастном уровне.

         Определить готовность к началу  обучения помогут педагоги, психологи. Они также подскажут пути профилактики возможных неудач, связанных со школьной адаптацией.

 Центр психолого-педагогического сопровождения в  образовании АОУ ВО ДПО «ВИРО»