На одном из холмов, где струится небольшая речка, впадавшая в Шексну, в IX-X веках образовалась стоянка угро-финского племени весь. Позже здесь появилось славянское поселение. Жители назвали это место Арбужевесь, что дословно – «весь на мальковой речке». Политическим и экономическим центром племени был город Белозерск, но, несомненно, весь расселилась по всему течению Шексны до Волги. Слово "Мякса" произошло от финского слова «микисююс» - «холмистость». Холмистая местность дала название протекающей речке, а уже поселенцы – славяне перенесли его на селение.1

Жизнь русского крестьянина издревле зависела от урожая хлеба. Еще со времен язычества в честь урожая хлеба и плодов устраивались празднества, почитания и восхваления: у язычников – Даждьбогу, пославшему хороший урожай хлебов, плодов и благополучия в жизни, у христиан – богу Спасителю. Языческие народные праздники удержались в народе и были приурочены к праздникам христианского календаря. Так, в честь урожая в русском крестьянском быту появились празднества почитания и восхвалению христианскому богу Спасителю – «спасовки», отмечаемые народом в первые 2-3 недели августа (по старому стилю). Первый Спас – медовый (мед поспевал) праздновали 1 августа (13 августа по новому стилю), второй Спас – яблочный – 6 августа (19 августа), третий – ореховый – 16 августа (29 августа). К третьему Спасу у крестьян в полях были сжаты все озимые и яровые хлеба. Крестьяне до третьего Спаса старались посеять озимые – рожь и пшеницу. Во имя Спасителя (христианского бога) на речке Мяксе была построена церковь, поэтому селение у церкви стали называть Спасское на Мяксе.2

Впервые в письменных источниках село Спасское упоминается в 1453 году. 29 марта 1453 г. Карло Малой написал купчую грамоту на села Спасское и Борок, с деревнями, пожнями и ёзами, в Арбужевской волости в Пошехонье, проданные братьей митрополичьего Новинского монастыря Ивану Никифоровичу Пополутову.

В грамоте говорится, что все земли, которые тяготели к селу Спасскому на реке Мяксе проданы монахами Московского митрополичьего Новинского монастыря И.Н.Пополупову за 30 рублей. А купил он эти земли "до своего живота", т.е. после его смерти они снова возвращались в собственность монастыря.3

Село Спасское в составе Пошехонского уезда находилось более 400 лет. Так, в писцовой книге Пошехонского уезда за 1626-1627 годы, составленной пошехонским писцом Юрием Редриковым, дается следующее описание: «Вотчина пречистыя Богородицы патриарша – Новинского монастыря (что в Москве) село Спасское на речке на Мяксе да деревня церковная да к сему ж монастырских десять деревень: Сафроново, а Софроньево тож, Алешково, Быстрино, Мамоново, Марьино, Лучкино, Ващанниково, Тригорово, Кузьмина. Борок да два Починка: Горошнин и Борок. А в них дворов: монастырский двор, попов двор, дьячков; три двора детенышевых, а людей в них всяких четыре человека; тридцать четыре двора крестьянских, а людей в них пятьдесят три человека; семнадцать дворов бобыльских, а людей в них двадцать два человека; пашни паханые церковные земли худые две четверти…».4

Через село Спасское шла древняя большая государственная столбовая почтовая дорога, называемая Пошехонским трактом, идущая от города Белозерска на Москву. По ней возили в Москву к царскому столу белозерский снеток и шекснинскую белорыбицу. Главное богатство края – рыба и главный торговый путь рыбных продуктов – река Шексна. Конечный пункт назначения товаров – Москва, отправными же пунктами служили ёзы на Шексне. Ёзовая повинность сводилась ежегодно к установке через реку перегородки, у которой ловили скопившуюся здесь рыбу неводами. Ёз ставился весною и убирался зимою, когда кончался рыболовный сезон на Шексне. Рабочие руки давала приписанная к ёзу волость, а материалом обеспечивались из особо отведенных для того участков леса. "А ёз бьют" в весне на полой воде, недели четыре и больше пятнадцать человек; а лес добывают на ёзовое дело в своих лесах».5

Поставить ёз было трудно: расходовалось от 450 до 1500 жердей. Реку перегораживали деревянными «козлами», которые топили при помощи груза. Из жердей делали ворота, в которые заплывала идущая на нерест рыба. Над воротами устанавливали клетки, в которых сидели рыбаки, опускавшие по ночам сежи (сети из лыка, плетенные в форме корзины или кошеля). Рыба, свободно заплывавшая в кошель, выбраться из него уже не могла. Ловили осетров, стерлядь, севрюг, белорыбицу. В купчей грамоте 1453 г. упоминается "Мяксовской ёз". Отправка рыбы производилась летом и зимою. Летом на судах, и должно быть, в свежем виде, с помощью так называемых «садков», а зимою на возах. Население нашего края выполняло подводную повинность. Особенности подводной повинности в XIV-XV веках то, что грузы от места отправления до пункта назначения без перекладок на промежуточных станциях. К XVIII веку ёзовый промысел исчезал, хотя ценная рыба водилась в Шексне вплоть до начала XX века.

По Пошехонскому тракту московские князья ездили на богомолье в Белозерск и в Кириллов, а московские царские чиновники – собирать с жителей Пошехонья и Белозерья дань, подати и пошлину.

В первой четверти XVII века население села Спасское на Мяксе составляло 79 человек, проживающих в 54 дворах. Основное занятие крестьян – земледелие. Немалую роль играло и рыболовство. В Пошехонском уезде славились мяксинские кузнецы. Металл сначала приобретали в Уломе Железной, а в XIX веке, когда уломские руды оскудели, перешли на более качественное уральское сырье. Мяксинский край славился своим ткацким промыслом. До первой мировой войны в Спас-Мяксе существовал учебный пункт ткачества. Здесь деревенские девушки проходили обучение ткачеству на станках «самолетах». В империалистическую войну обучение здесь прекратилось.

Изделия кустарных промыслов продавались на торжках и ярмарках. Одна из них – Преображенская – проводилась 19 августа в Усищевской волости. Село Усищево было крупным населенным пунктом. Здесь была церковь, школа, две лавки, волостное правление.

Но и в Спас-Мяксе любили показать товар лицом. Ежегодно здесь 4 ноября проводили Казанскую ярмарку.6

В храмовой праздник 19 августа, Яблочный Спас, в село Спаское-на-Мяксе со всех сторон приезжали купцы с разными товарами, торговые люди, ремесленники, крестьяне всяк со своим товаром. Купцы на площади у церкви ставили торговые палатки, а ремесленники и крестьяне торговали прямо из своих возов. Приезжали карусельщики, ставили карусели. На площади у церкви собирались со всей округи празднично одетые люди. Гуляли, веселились, водили хороводы, танцевали камаринского и ленчик, катались на каруселях. Парни и девушки заводили знакомства, гуляли парами, договаривались о будущих встречах, которые впоследствии часто заканчивались женитьбой. В такие храмовые праздники весь день звонили церковные колокола, славили православную Русь.

В документах Пошехонской земской управы говориться, что в Спас-Мяксе проводилось две ярмарки в год и недельные небольшие базары. К 1897 году было открыто 14 лавок. Число жителей Спас-Мяксы составляло 557 человек7.

В документе "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии", издание 1908 г., перечислены церкви села Спасское на Мяксе: "2 церкви, холодная – Преображения господня, каменная, построена в 1810 году усердием прихожан, теплая – Рождества Христова, каменная, построена в 1785 году, … да предел Казанской иконы Богородицы. В церкви есть особо чтимая икона – Казанская. Часовня каменная на большой дороге". Эти сведения подтверждаются документами Пошехонского духовного правления 1833г.8

Во второй половине IX века Пошехонское уездное земство заботилось об открытии земских школ. С.Я. Дергунов в своем докладе на очередном уездном земском собрании в 1872 г. предложил открыть школы в каждой из 20 волостей Пошехонского уезда, в частности – в Щетинской волости в селе Спас-Мякса. Собрание постановило: иметь в уезде 20 школ по числу волостей В 1873 году уже функционировало 19 школ. Очевидно, что в этом (1873) году открыли школу и в Спас-Мяксе. А в 1875г. земская управа утвердила по школам попечителей. Попечителем Спас-Мяксинской школы стал С.Я.Дерунов.9 Значит, в 2003 году Мяксинской школе исполняется 130 лет.

Революционные события начала XX века не обошли Мяксу стороной. В 1904-1905 годах в одном из жилых домов братьями Александром и Дмитрием Ловковыми была устроена подпольная типография. Братья, работая на пристани города Рыбинска, вступили в члены РСДРП(б). У себя дома, в Мяксе, они установили самодельный гектограф для печатания листовок и склад подпольной литературы. Об этом стало известно местной полиции, и та нагрянула с обыском. К счастью для братьев, о грядущем обыске им стало известно заранее, и они успели перевезти литературу в Рыбинск.

В 1918 году мяксинцы вновь воссоединились со своими истоками – землей череповецкой. В ноябре-декабре 1918 года жители Мяксинской волости принимали участие в вооруженном восстании, которое организовали левые эсеры. Несмотря на то, что инициатором мятежа стал Ярославль, а наибольший размах на территории нашего края оно приобрело в поселках Шексне и Мусоре, тем не менее, часть жителей Мяксы (несколько офицеров, один из Георгиевских кавалеров) были взяты в заложники и расстреляны.

Интересную историю оставил краевед, бывший учитель Мяксинской средней школы ЖдановА.П. она касается церковных колоколов. В 1924 году по оплошности звонаря появилась трещина на главном колоколе. По решению приказа (одного из самых богатых) заказали новый. Заказ был выполнен в Ярославле, и лето 1924 года колокол прибыл в Череповец, так как Мякса не имела пирса. Зимой 1925 года колокол, весивший 283 пуда (4536 кг), на десяти лошадях по льду Шексны был доставлен в Мяксу. Он долгое время был гордостью жителей.10

Название Спас-Мякса сохранялось до 1927 года. В этом году она стала центром Мяксинского района Череповецкого округа Ленинградской области. К тому времени в районе насчитывалось около 200 сел и деревень с населением свыше 30 тысяч человек, 1353 кустаря и десятки кустарных промыслов: маслобойный, плотницкий, скорняжный, драночный, кузнечный, мукомольный, корзиночный. Был развит отхожий портновский промысел. Славились портные И.А.Кряжев и И.И.Салтыков из деревни Петряево. В 1937 году село Мякса вместе с Череповцом отошло к Вологодской области. Накануне Великой Отечественной войны в Мяксинский район входили 19 сельских  советов.

Героизм и мужество проявляли жители Мяксинского района в годы Великой Отечественной войны. В первые дни войны подали заявление с просьбой зачислить в ряды Красной Армии директор Сурковской МТС Евсеев, заместитель директора Мяксинской МТС Иван Ношин. В начале января 1943 года в Мяксинской райвоенкомате призывника А.Цветкова комиссия признала негодным к службе в армии. Но Цветков настойчиво потребовал зачислить его в часть, так как он «все равно от товарищей не отстанет». 7 января 1943 года Мяксинский райвоенкомат направил в действующую армию команду из 30 девушек. При отборе кандидатов призывная комиссия отказала в призыве в армию по возрасту Смирновой из деревни Дорки Верховского сельсовета, хотя она убеждала членов комиссии отправить ее на фронт: «Возьмите, я вполне взрослая, член ВЛКСМ с 1940 года, если мало лет – прибавьте, я желаю служить…» призывница Кудряшова из той же команды на вопрос о том, какое у нее настроение, гордо ответила: «О настроении меньше всего надо говорить, у нас одно настроение – надо помогать… защищать свое Отечество». С таким настроением уходили на фронт мяксинцы. Готовность сделать все необходимое для разгрома ненавистного врага продемонстрировали не только те, кто уходили на фронт, но и все население края от мала до велика. В первые дни войны в Мяксинский отдел социального обеспечения поступило заявление от пенсионерки, бывшей работницы райбольницы Александры Ивановны Чекановой: «Я на все время войны отказываюсь от назначенной пенсии». За победу в войне наш народ заплатил большую цену. 520 земляков вернулись домой с орденами и медалями на груди. Многие остались на полях сражений.11

С территории бывшего Мяксинского района ушли на фронт 2200 молодых мужчин и женщин. На войне погибли более 1000 солдат и офицеров. Известны места захоронения только 544 человек. Из тех, кто вернулся и сейчас прописан на территории Мяксинского сельского совета в живых только 19 человек. Еще небольшая группа бывших воинов прописана в других населенных пунктах нашей страны.

В память о погибших в октябре 1967 года в Мяксе был установлен обелиск, в фундаменте которого замурована капсула со списком 617 погибших воинов из нашего села.

В 1960 году Мяксинский район вошел в состав Череповецкого района.

 

Много талантливых людей проживало на Мяксинской земле:

поэт                                        К. Н. Батюшков,

Герой Советского Союза          А.И. Лошков,

генерал полковник                   Е.М. Ошанин,

писатель                                 А.А. Савеличев,

врач                                       Н.М. Амосов,

художник                                Ю.Н. Волков.

политический деятель            К.М. Боголюбов.

 

Составлено по материалам из архивов г. Череповца, Рыбинска и Ярославля
учителем истории Мяксинской средней школы Бахаревой Н.А.


Список источников:

 

1.     Курэ Хр. финско-русский словарь, 1942 г. стр. 140 Основы финско-угорского языкознания 
            прибалтийско-финских языков т.
II, стр.122-202, 1975г.

2.     П.Федотов, «Село Мякса: из истории названия» Газета «Сельская новь» 9 июня 1990 г. №69.

3.     Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI в. ч. I
            Издательство Академии наук СССР, Москва 1951г. №307.

4.     Пошехонский поместный приказ,  фонд 1209, опись 1, книга 1064, леты 144-151, годы 1626-1627.

5.     Собрание Государственных грамот и актов, т. I Юридич. акты №230

6.     Череповецкий край. Вехи славных лет. Админ. Череп. р-на Вол. обл. Вологда, 2002 г.

7.     Документы Пошехонской уездной земской управы, ф.-226, оп.1, д.302, 301

8.     Документы Пошехонского духовного правления, ф.-362, оп.1, д.257, 200

9.     Просл. губерн. земство. Очерк деят. Пошех. земства по нар. образ. (1865-1901 г.г.) Ярославль, 1903г.

 

10.            Книга Памяти Череп. р-на Вол. обл.