В целях ознакомления обучающихся 7-11 классов с современными инженерными направлениями и приоритетами развития детского технического творчества прошу организовать проведение Урока НТИ. Материалы для проведения урока находятся в открытом доступе на интернет-портале Олимпиады НТИ (http:nti-contest.ru/ntilessonteacher/).
КАК ПРОВЕСТИ УРОК НТИ?
Урок НТИ, как конструктор, состоит из блоков, из которых вы соберете такой урок, какой вам больше нравится, соответствует вашим целям, задачам и возможностям.
Блок урока | Материалы | Примечание | Оборудование |
Знакомство с НТИ | Видеоролик об НТИ | Обязательный | Компьютер, проектор, экран, звук |
Погружение в тему | Презентации с вопросами | Обязательный | Компьютер, проектор, экран, звук |
Практические задания | Задания к уроку | Вариативный | Необходимое оборудование указано в методических рекомендациях |
Задания Демо-этапа ОНТИ на платформе Stepik | Вариативный | Компьютер на каждую команду учащихся. Интернет | |
Игра “Последний урок” | Вариативный | Смартфон или компьютер у каждого ученика и учителя. Приложение и аккаунт VK Инструкция к игре |
|
Рефлексия | Вопросы рефлексии Анкета обратной связи |
Обязательный | Не требуется (обсуждение) Компьютер или смартфон (опрос) |
Видео-ролик об олимпиаде НТИ | Обязательный | Компьютер, проектор, экран, звук |
СТРУКТУРА УРОКА НТИ
ПОДГОТОВКА К УРОКУ НТИ
СБОРКА УРОКА НТИ
СТРУКТУРА УРОКА НТИ
Структура урока зависит от того, сколько времени вы готовы выделить на знакомство учащихся с темой. Вы можете провести:
1 урок (1 академический час — 45 минут)
- Знакомство учащихся с Национальной Tехнологической Инициативой (видеоролик, 5 минут)
- Погружение учащихся с выбранную тему (презентация с остановками, 10 минут)
- Практические задания для учащихся (решение задач урока или демо-этапа Олимпиады НТИ, 25 минут)
- Рефлексия (обсуждение, просмотр видеоролика об Олимпиаде НТИ, 7 минут)
2 урока (2 академических часа — 90 минут)
1-й урок (45 минут, начало)
- Знакомство учащихся с Национальной технологической инициативой (видеоролик, 5 минут)
- Погружение учащихся в выбранную тему (презентация с вопросами,15 минут)
- Практические задания для учащихся (решение задач урока или демо-этапа Олимпиады НТИ, 25 минут)
2-й урок (45 минут, продолжение)
- Разбор задач (10 минут)
- Игра «Последний урок» (приложение на смартфоне, 25 минут)
- Рефлексия (обсуждение, просмотр видеоролика об Олимпиаде НТИ, заполнение анкеты обратной связи, 10 минут)
ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Изучать направления НТИ лучше, взяв для урока широкие темы или кластеры. Кластерами они называются потому, что в этих темах сконцентрированы не только теоретические знания, но и знакомство с передовыми современными технологиями, которыми занимаются профили Олимпиады НТИ. Таких кластеров 6:
Каждый кластер — это тема урока. Для проведения урока разработчиками профилей Олимпиады НТИ составлены задания для учащихся, связанные предметами школьной программы, дидактические материалы и методические рекомендации для педагогов.
Внимание! Материалы по кластерам будут дополняться.
Задания к уроку есть в двух видах:
- Задания, разработанные специально к уроку — текстовые, их можно скачать и распечатать.
- Задания Демо-этапа — онлайн формат, задания размещены на платформе Stepik.
Демо-этап — это примеры задач, которые участники выполняют на разных этапах олимпиады. Они сложнее и требуют больше времени на подготовку и проведение урока.
Для работы с платформой Stepik потребуется интернет и компьютер с проектором для учителя (фронтальная работа) или по 1 компьютеру/ноутбуку на каждую группу учащихся при групповой работе.
Чтобы сконструировать свой урок, нужно ознакомиться с содержанием кластеров и профилями в него входящими, оборудованием и материалами, которое могут потребоваться.
СБОРКА УРОКА
- Подготовьте ссылку или скачайте видеоролик о том, что такое НТИ, и методические рекомендации к ролику.
- Выберите тему урока НТИ (кластеры профилей) и скачайте презентацию для погружения учащихся в тему и методические рекомендации.
- Выберите задания для учащихся. Обратите внимание, что, выбирая задания для урока, вы автоматически выбираете профиль Олимпиады НТИ.
- Текстовые задания скачайте и распечатайте.
- Для использования заданий Демо-этапа, подготовьте ссылки, чтобы передать их группам учащихся.
- Скачайте и распечатайте методические рекомендации к заданиям.
- Подготовьтесь к игре “Последний урок”
- Подготовьте ссылку на игру (если вы её проводите).
- Распечатайте инструкцию к игре.
- Изучите инструкцию, проведите пробную игру на коллегах (2-3 человека).
- Приготовьте инструктаж для учащихся
- Подготовьте список вопросов для рефлексии/обсуждения.
- Подготовьте ссылку или скачайте видеоролик об Олимпиаде НТИ
КЛАСТЕР «ЧЕЛОВЕК»
Эта тема связана с такими рынками НТИ как Нейронет и Сейфнет. На уроке учащиеся узнают о том, какие задачи уже сейчас решаются с помощью нейротехнологий, геномного редактирования и когнитивных технологий, и какие проблемы ставит перед нами будущее, чтобы обеспечить не только новые формы взаимодействия человека и машин, но и здоровое долголетие.
В кластер «Человек» входят профили Олимпиады НТИ: Нейротехнологии, Когнитивные технологии, Геномное редактирование.
Тему «Человек» целесообразно изучать на уроках биологии и информатики.
Профили | Задачи | Материалы | Предметы |
Презентация кластера «Человек» Комментарии для учителя к презентации |
|||
Презентация Задание 1 Задание 2 Задание 3 |
Метод. рекомендации План-конспект урока |
биология | |
Задача Демо-этапа | биология | ||
Задание | Метод. рекомендации План-конспект урока Слайд к заданию |
биология | |
Задача Демо-этапа | Сценарий урока | информатика | |
Задание | Метод. рекомендации | биология | |
Задача Демо-этапа | биология |
КЛАСТЕР «ПРИРОДА»
Эта тема связана с такими рынками НТИ как Фуднет и Хэлснет. На уроке учащиеся узнают, как технологии замкнутых биологических систем могут полностью изменить сельское хозяйство, сведя роль человека в процессе производства продуктов питания к роли инженера биосистем; как сохранить биоразнообразие Земли позволяет анализ космических снимков, как моделировать среду с помощью дополненной реальности.
В кластер «Природа» входят профили Олимпиады НТИ: Агробиотехнологии, Анализ геопространственных данных и космических снимков Земли, Технологии дополненной реальности.
Тему информация целесообразно изучать на уроках биологии, географии и информатики.
Профили | Задачи | Материалы | Предметы |
Презентация кластера «Природа» | |||
Презентация | Сценарий урока | география | |
Задачи Демо-этапа | география | ||
Задания | Метод. рекомендации | биология география | |
Задачи Демо-этапа | биология | ||
Задания | Метод. рекомендации | информатика | |
Задачи Демо-этапа | викторина |
КЛАСТЕР «ИНФОРМАЦИЯ»
Эта тема связана с такими рынками НТИ как Сэйфнет, Нейронет, Финнет, Технет.
На уроке учащиеся узнают, какие задачи решают программисты и проектировщики систем в области блокчейна, больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта; как меняет мир виртуальная реальность; что такое технологии беспроводной связи и как они служат людям.
В кластер «Информация» входят профили Олимпиады НТИ: Большие данные и машинное обучение, Технологии беспроводной связи, Технологии виртуальной реальности.
Тему «Информация» целесообразно изучать на уроках информатики и математики.
Профили | Задачи | Материалы | Предметы |
Презентация кластера «Информация» | |||
Задача на совмещение стилей | Метод. рекомендации
|
информатика программирование |
|
Задания | Метод. рекомендации | информатика | |
Задача Демо-этапа | викторина | ||
Задания | Метод. рекомендации | информатика | |
Задача Демо-этапа | математика информатика |
КЛАСТЕР «СТРАТЕГИЯ»
Эта тема связана с такими рынками НТИ как Энержинет и Финнет. На уроке учащиеся познакомятся с технологиями, которые создают умный город, интернет вещей и персональную энергетику, узнают как распределительные сети позволяют управлять финансами и жизнью больших городов.
В кластер “Стратегия” входят профили Олимпиады НТИ: Умный город, Программная инженерия финансовых технологий, Интеллектуальные энергетические системы.
Тему «Стратегия» целесообразно изучать на уроках информатики, математики, физики.
Профили | Задачи | Материалы | Предметы |
Презентация кластера «Стратегия» | |||
Задание | Метод. рекомендации | физика | |
Задачи Демо-этапа | физика информатика | ||
Задачи Демо-этапа | Сценарий урока | информатика | |
Задание 1 Задание 2 |
Метод. рекомендации План-конспект урока Слайд к заданию 1 Описание метода к заданию 1 |
информатика, технический кружок | |
Задачи Демо-этапа | физика |
КЛАСТЕР «ТЕХНИКА»
Эта тема связана с такими рынками НТИ как Автонет, Аэронет, Маринет. На уроке учащиеся познакомятся с принципами работы беспилотного транспорта — наземного, воздушного, подводного, и машинного зрения; узнают как работают и управляются космические спутники Земли и аэрокосмические системы.
В кластер “Техника” входят профили Олимпиады НТИ: Автономные транспортные системы, Интеллектуальные робототехнические системы, Аэрокосмические системы, Беспилотные авиационные системы, Водные робототехнические системы, Системы связи и дистанционного зондирования Земли
Тему “Техника” целесообразно изучать на уроках информатики, математики, физики.
Профили | Задачи | Материалы | Предметы |
Презентация кластера «Техника» | |||
Задание | Метод. рекомендации | физика, технический кружок | |
Задача Демо-этапа | физика | ||
Задача Демо-этапа | математика информатика |
||
Задание | Метод. рекомендации Презентация |
физика математика | |
Задача Демо-этапа | викторина | ||
Задание | Метод. рекомендации | информатика | |
Задача Демо-этапа | викторина | ||
Ролевая игра | Метод. рекомендации к игре Памятка ведущему План-конспект урока |
физика, технический кружок | |
Задача Демо-этапа | физика |
КЛАСТЕР «ПРОИЗВОДСТВО»
Эта тема связана с рынком НТИ Технет. На уроке учащиеся познакомятся с новыми материалами, в том числе передовыми композиционными материалами и нанотехнологиями, обсудят проблемы их разработки.
В кластер “Производство” входят профили Олимпиады НТИ: Нанотехнологии и Композитные технологии.
Тему «Производство» целесообразно изучать на уроках химии, физики.
Профили | Задачи | Материалы | Предметы |
Презентация кластера «Производство» | |||
Презентация | Метод. рекомендации | физика химия |
|
Задача Демо-этапа | химия | ||
Задание | Метод. рекомендации | технический кружок | |
Задача Демо-этапа | физика информатика | ||
Задание | Метод. рекомендации | химия физика |
|
Задача Демо-этапа | физика и химия |
ИГРА «ПОСЛЕДНИЙ УРОК»
Игра “Последний урок” — это текстовая игра, предназначенная для ознакомления участников с технологиями будущего и кластерами профилей Олимпиады НТИ. Игру не следует воспринимать как отдельный от Олимпиады НТИ самодостаточный продукт. Игра разработана, чтобы через решение проблем будущего привлечь учащихся к Олимпиаде НТИ и сделать регистрацию на Олимпиаду простой и занимательной.
Внимание! Игра требует наличия у всех участников, в том числе у учителя аккаунта в Вконтакте. Играть можно на компьютере и/или на смартфонах! Можно скачать и установить приложение Vk или использовать браузерную версию
Учащиеся участвуют в игре командой. Команда может состоять от 2 до 30 человек. Игру запускает учитель. Учащиеся присоединяются к игре и выполняют задания, учитывая командную кооперацию. Чтобы запустить игру ознакомьтесь с Инструкцией.
РЕФЛЕКСИЯ
Вопросы рефлексии могут быть следующими:
- Что на уроке для меня оказалось самым важным и почему.
- Что принципиально нового я узнал, о чем никогда не знал раньше. Как можно применить это знание?
- Как я понял то, что от меня требовалось, и исходя из этого понимания я делал на уроке?
Попросите учащихся заполнить небольшую анкету, чтобы дать нам обратную связь об уроке. Анкета анонимная.